10.11.2011 | 19:43

Скульптуры Марка Антокольского в Третьяковской галерее

Третьяковская галерея представляет выставку работ Марка Антокольского – выдающегося скульптора второй половины XIX века. Он был мастером, выведшим это искусство на новый, более высокий уровень. Самое мощное творческое достижение Антокольского – скульптура «Христос перед народом», которая экспонировалась на Парижской Всемирной выставке 1878 года. За нее скульптор был удостоен Большой золотой медали и ордена Почетного легиона. В экспозиции – эта и другие работы Марка Антокольского из запасников Третьяковки. Рассказывают «Новости культуры».

Марк Антокольский брался за самые разные темы, но чаще всего обращался к историческим образам. Именно эти работы принесли ему всемирную славу. Для него было важно не только «что», но и «как» – экспериментировать со стилями он начал еще в студенческие годы.

«Академическое искусство все-таки имело свои рамки, и работы были достаточно условны, и борьба шла больше за большую жизненность, за смысловую нагрузку, апеллируя не абстрактными понятиями, а живыми человеческими чувствами», – говорит генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Ирина Лебедева.

Жанровая композиция «Мальчик, крадущий яблоки» впервые покидает запасники Третьяковской галереи. Антокольский создал ее в первые годы обучения в Академии художеств. Работа не имела особого успеха. И мастер обращается к более выигрышным сюжетам.

Уже к концу учебы на Антокольского обрушилась слава. «Уснул бедным и неизвестным, проснулся богатым и знаменитым», – писал про тот период своей жизни скульптор. За выпускную работу «Царь Иоанн Грозный», завершение которой профинансировал сам император Александр Второй после посещения мастерской скульптора, Антакольский был удостоен звания академика.

В коллекции Третьяковской галереи хранится большая статуя Петра Первого, которая стояла на Самсониевской площади в Петербурге. На этой выставке представлена ее уменьшенная копия. Обе работы автор создал к 200-летию со дня рождения первого русского императора. Но если Иван Грозный по версии Антокольского – это «мученик и мучитель», то Петр Первый – отец русского народа.

«Такое количество народа, как погубили при Петре Первом, навряд ли погибло даже при Иване Грозном. И тем не менее Антокольский воспринимал Петра Первого как созидателя, отца нации, он считал что это могучий человек сложенный из нескольких сразу», – рассказывает Ирина Красникова, заведующая отделом скульптуры XIX- нач. XX веков Третьяковской галереи.

Антокольского увлекали трагические судьбы «мучеников за веру». Настоящим триумфом мастера стала скульптура «Христоc перед народом». И как будто в противовес воплощению добра и сострадания скульптор создает Мефистофеля. Критики увидели в нем образ XIX века в целом. Антокольский часто, по его собственному выражению, «переиздавал» свои работы в разных материалах. К некоторым сюжетам возвращался снова. Один из таких примеров – гипсовый горельеф «Нападение инквизиции на евреев в Испании во время празднования Пасхи». Эту работу показывают впервые.

«Эта вещь интересна с исторической точки зрения, но мне представляется , что в смысле развития пластики это тупик», – говорит Ирина Красникова.

Марка Антокольского в наши дни выставляют крайне редко. Эта экспозиция – уникальная возможность проследить, как развивалась мысль, и складывался стиль художника, про которого говорят: «он вывел скульптуру из-под опеки живописи»
 

Читайте также: 

Шедевры Марка Антокольского представлены в Третьяковской галерее