28.02.2013 | 10:27

В Москве состоялась церемония награждения победителей первого Всероссийского конкурса-парада буктрейлеров

Рассказать о книге так, чтобы ее захотелось прочесть – таков был главный критерий оценки на Всероссийском конкурсе буктрейлеров. Принять участие в создании коротких видеороликов по мотивам любимых книг мог любой желающий – на конкурс принимались фильмы, снятые не только на камеру, но и на телефон или планшет. Во всем мире буктрейлер уже превратились в отдельный жанр – это весьма популярная книжная реклама в Интернете. Как приживается новшество в России – в репортаже «Новостей культуры».

Буктрейлер – это короткий ролик, который должен заинтересовать зрителя печатной продукцией. Для привлечения к книгам – все средства хороши, считают организаторы первого всероссийского конкурса буктрейлеров.

«У нас растет поколение, которое не любит читать, которое плохо работает с текстом, плохо его понимает, плохо умеет его анализировать, – говорит заместитель руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Владимир Григорьев. – Отсюда есть угроза того, что у нас вырастает неконкурентоспособное поколение».

Мало читают – значит, не умеют анализировать, концентрироваться и работать с большим объемом информации. Крупные формы – не просто непопулярны, новое поколение зачастую их уже не может понять.

«Люди стали делать фильмы из коротких новелл, по 15-20 минут, – отмечает член жюри конкурса, кинорежиссер, народный артист России Павел Лунгин. – Я думаю, что молодежь перестала считывать сюжет. То есть два часа сюжета – уже не проходят. Они не умеют считывать историю длинную. Хватает на 15 минут. Хватает на анекдот. И вот это ужасно абсолютно».

Глобальная задача – сделать чтение модным. Буктрейлеры – инструмент, рассчитанный на тех, кто не расстается с гаждетами. Видеоминиатюры должны быть неожиданными, провокационными, экспрессивными. Немаловажный фактор – заинтересованность авторов короткометражки.

«Мне понравилась тематика самого конкурса, – говорит лауреат конкурса Филипп Буянов. – То, что она акцентирована на созидание, на поддержку книгочтения, на приобщение людей к глубине, к атмосфере самой книги».

Во многих странах буктрейлеры уже стали популярным жанром. Их снимают и профессиональные агентства – это часть раскрутки книги – и просто любители. Мотив простой – поделиться с другими впечатлениями от книги, которая потрясла.

«Это возможность познакомить очень быстро с атмосферой книги, – считает победитель конкурса Айгюн Гадымова. – Чтобы человек, если эта атмосфера оказывается ему близкой, прочитал эту книгу. То есть, это тизер книги. Вы не рассказываете сюжет. Вы рассказываете об атмосфере, о воздухе книги».

За три месяца на конкурс пришло белее двух сотен работ со всей России. Книгу для буктрейлера авторы могли выбрать любую. Полная техническая и творческая свобода. Единственное условие – фильм должен быть не длиннее двух минут. Члены жюри считают, само понимание жанра пока не сложилось. Оценивали просто – захочется ли после ролика прочесть книгу.

«Самое неправильное, когда кто-то из участников конкурса пытается сделать фильм с актерами и так далее, – говорит режиссер, член жюри конкурса Сергей Урсуляк. – Мне кажется, на таком пространстве это не очень правильно. А вот там, где все делается на каких-то неожиданных вещах, там, где находится какое-то решение неожиданное – тогда сразу видно, какой талантливый человек стоит за этим делом».

Теперь эти короткие фильмы о книгах будут продвигать в Сети. В планах – новые фестивали буктрейлеров. Но модные инструменты, считают организаторы – не всесильны, это хорошее дополнение к традиционным. Например, почитать ребенку сказку перед сном.

Новости культуры