11.11.2011 | 11:08

Музей Пушкина воздает должное крепостным талантам

Выставка, открывающаяся сегодня в Государственном музее А.С. Пушкина в Москве, приурочена к 150-летию отмены крепостного права в России. Она называется "Крепостные таланты". В ее организации вместе с ГМП приняли участие Музей - усадьба "Останкино" и Российский Фонд культуры. Экспозиция посвящена художникам, архитекторам, актерам, поэтам XVIII-XIX веков, рожденным в среде крепостного народа, но составившим впоследствии славу и гордость великой страны.

Так, уникальную коллекцию редкостей, связанных со знаменитым крепостным театром Шереметевых, представляет Музей-усадьба "Останкино".

Публика увидит старинные чертежи останкинского театра, эскизы декораций, костюмы актеров, музыкальные инструменты, различную сценическую атрибутику - в том числе, затейливые опахала актрис, на обратной стороне которых обычно размещали тексты вокальных партий, чудом сохранившийся набор театрального грима того времени, рыцарские доспехи героев масштабных постановок.

Конечно, рассказ о знаменитом театре был бы неполным без истории, наделавшей в свое время так много шума в обществе - романтической и драматической истории любви владельца крепостной труппы, богатейшего графа Николая Шереметева и актрисы его театра Прасковьи Жемчуговой (Ковалевой).

В этом разделе выставки - великолепные живописные портреты прославившихся в веках влюбленных, миниатюры четы Шереметевых и их сына Дмитрия, документы из их семейного архива: "вольная" на Прасковью Ковалеву, рукопись "Жизни графини П.И. Шереметевой, рожденной Ковалевской от древнего польского рода:" с пометками графа Шереметева, запись 1801 года в церковной книге храма Николая Чудотворца в Сапожках , что близ старого Каменного моста, о венчании пары.

Еще один яркий раздел выставки посвящен крепостным художникам.

Портретное искусство было неотъемлемой частью помещичьего быта, так как всякий помещик хотел иметь изображения своих близких. Эта барская прихоть создала множество занимательных бытописателей, а подчас и талантливых живописцев. В их числе - Яков Стрешнев, Григорий Озеров, Василий Садовников - крепостной человек княгини Голицыной, послужившей прототипом главной героини пушкинской "Пиковой дамы".

Часто судьба крепостных художников, зависевших от воли помещика, складывалась трагически. Но были и меценаты, крепостные которых, закончив Академию художеств, стали признанными мастерами и получили отпускную. Всем известны архитектор Андрей Воронихин - строитель Казанского собора в Санкт- Петербурге, освобожденный от крепостной зависимости в 1786 году, художники Василий Тропинин, Николай Уткин и Орест Кипренский. Будучи внебрачными сыновьями помещиков, Уткин и Кипренский уже в детстве получили "вольную".

Тропинину же удалось сделать это лишь в 47-летнем возрасте. Творчество этих живописцев широко представлено на выставке. Особый интерес вызывают сборники стихов поэтов-самоучек, вышедших из крепостного сословия: Слепушкина, Суханова, Алипанова. Судьба Тараса Шевченко, выкупленного из крепостной неволи благодаря вмешательству общественности, также нашла отражение на выставке.

Завершает экспозицию раздел, посвященный отмене крепостного права в России. Здесь можно увидеть портрет Александра II и документы, посвященные крестьянской реформе 1861 года. Фрагмент интерьера кабинета украшает мебель, принадлежавшая царю-освободителю.