27.02.2013 | 10:43

Один из знаковых памятников на рубежах битвы за Ленинград на грани исчезновения

По местам боевой славы – на снегоходе. И это не патриотическая акция, а вынужденная необходимость. Мемориал «Сад Мира» на Выборгском шоссе утонул в снегу – к нему не подойти даже после недавних мероприятий, посвящённых годовщинам прорыва и снятия блокады. Чтобы следить за состоянием памятников, и к 70-летнему юбилею Победы привести их в порядок, некоторые чиновники предлагают создать специальную структуру. Пока в кабинетах решают, кто будет заниматься восстановлением, памятники остаются без надзора. Корреспонденты «Новостей культуры» разбирались в ситуации.

Справа – яблони, слева – противотанковые надолбы. Посередине – гранитная стена с немногословным посвящением. Это – «Сад Мира», мемориал на месте бывшей линии фронта. Начиная с 1941-го, по ту сторону, где теперь деревья, были советские позиции, по другую, где надолбы – финские. Памятник на 39-м километре Выборгского шоссе, на месте ожесточенных боев, появился в 1967 году. Мемориал сразу же включили в «Зеленый пояс Славы». Пока память о войне была слишком близка – за памятником ухаживали. Но в последние годы здесь или бурьян по пояс, или снег по колено. Все дело – в обыкновенной бюрократии. Это признают в администрации Всеволожского района. Говорят, следить за памятником и рады бы, но не могут: не в их юрисдикции.

«Ну, “Сад Мира”, еще раз говорю, это не наш памятник, это опять памятник правительства Ленинградской области, – говорит заместитель главы администрации Юкковского сельского поселения Михаил Кутузов. – Но мы, по мере возможности, ухаживаем, то есть по весне обязательно его очищаем, проводим субботники».

Нынешней зимой, по всей видимости, такой возможности не было. Вот – еще один памятник, в километре от «Сада Мира». В 1944-м на этом месте разбился советский штурмовик, оба летчика погибли. Их похоронили здесь же, позже поставили стелу. Как она выглядела тогда – помнит краевед Михаил Логунцов.

«Этот памятник, он создавался не за один прием, а вот буквально каждый год что-то добавлялось, добавлялось, – вспоминает Михаил Логунцов. – Может быть, с точки зрения эстетики это было не очень сильно, но от души все было сделано».

В 2003-м стелу разбили кувалдами, а останки летчиков выкопали и увезли. Вандалами оказались дорожные строители. Монумент помешал при расширении Выборгского шоссе – и его просто снесли.

«У финнов с 41-го по 44-й годы здесь были окопы, – рассказывает Михаил Логунцов. – Так вот они – там рядом окопы – и они разломанный этот обелиск бросили в финский окоп. Я когда вот это все увидел, меня аж перекоробило донельзя».

Когда историки забили тревогу, подключилась и местная администрация. Правда, останки искали целых семь лет. Лишь в 2010 летчиков перезахоронили на небольшом мемориале в Юкках. Активисты требовали восстановить стелу на прежнем месте, но все заканчивалось ворохом писем из десятков инстанций. Тогда люди решили действовать сами. Вот фамилии тех, кто жертвовал деньги на строительство нового памятника на старом месте. А муниципалы опять разводят руками: этот монумент – тоже в региональной собственности, местные деньги на его содержание тратить нельзя. Так же, как и на другие памятники, оставшиеся после войны. Например, на артиллерийский полукапонир. С годами он оказался в центре садоводства – и уже местные жители, как могут, подкрашивают и охраняют военную реликвию.

Самое сердце карельского укрепрайона – линии, которая во время войны остановила продвижение финских войск на Ленинград. Такие ДОТы оставались в строю вплоть до середины 80-х, но теперь это объект интереса сталкеров и охотников за цветными металлами.

Между тем, ценность того, что пока еще осталось в этих казематах, не измеряется ни в какой валюте. Вот это уникальное орудие украсит любой военный музей мира. Но оно медленно разрушается – либо от рук вандалов, либо просто от времени.

В планах у активистов – восстановление и полукапонира, и мемориала на шоссе. Но на это нужны немалые деньги – и, как ни крути, хотя бы минимальное участие властей.

Новости культуры