27.02.2013 | 10:23

В Концертном зале Чайковского популярные мелодии звучали в исполнении "Терем-квартета"

В своих авторских аранжировках классики «Терем-квартет» удачно преодолевает стереотип отношения к русским народным инструментам как к «низшему классу». Европейская пресса после недавних гастролей писала о коллективе так: «Безупречная музыкальность квартета сияет, как старинная рукопись с цветными иллюстрациями». В столичном концертном зале имени Чайковского музыканты снова покорили публику – исполнив на балалайках и домрах шедевры киномузыки. Рассказывают «Новости культуры».

Народный инструмент может и должен быть современным – заявляют участники «Терем- квартета». Без кушаков, рубах и даже без калинки-малинки они напоминают – и скрипка вышла из народа. Пока зрители собираются в холле, музыканты – даже не репетируют – входят в образ. Сегодняшняя программа отличается от предыдущих. Поклонников ждет сюрприз: баянист Андрей Смирнов решил запеть.

Эта композиция вошла в мини-спектакль, в основу которого легла музыка Владимира Дашкевича из кинофильма «Бумбараш».

«Я часто подключался к пению, и показывал, как бы хотелось, – рассказывает Андрей Смирнов. – И в этом творческом азарте получилось так, что актер потихонечку остался в стороне, а я вышел на первый план».

Музыка из популярных фильмов для квартета – как современный фольклор. Композиции, ставшие по-настоящему народными. Только в их исполнении шедевры киномузыки звучат по-новому.

«Передать ту музыку, которая заново помогает пережить состояния души – цель этой программы, – поясняет музыкант Андрей Константинов. – У нас нет задачи снимать и играть так же как в фильме. Нам нравится показывать то впечатление, которое нам нравится переживать в связи с этим фильмом».
То же переживают слушатели. Москва питерский «Терем-квартет» всегда встречала овациями. Их неуловимый стиль игры 25 лет назад не принимали критики. Классика, фолк и джаз – на домрах, баяне и бас-балалайке. Свою музыку они сравнивают с родным городом.

«Петербург, понимаете, он застроен ансамблями архитектурными целыми, – говорит музыкант Михаил Дзюде. – Слава богу, у нас сохранилось еще это. Нам повезло, в отличие от Москвы. Так же точно и у нас в музыке. У нас же очень много стилей, цитат, аллюзий с другими произведениями».

«Композиторы забирают музыку из народа, – считает музыкант Алексей Барщев. – Об этом очень многие говорили. А мы пытаемся у композиторов забрать и отдать ее обратно в народ».

«Терем-квартет» уже давно считается символом северной столицы. Но для зарубежных слушателей они – символ России. Сказочно – русское название, сказочно – красивый репертуар, и такое же обаяние. От классики до рока – они исполняют все, но исполняют особенно, по-русски.

Новости культуры