14.11.2011 | 10:15

В Эрмитаже готовят к показам уникальные экспонаты

В год 250-летия Эрмитажа в Петербурге откроется музей Фаберже. Он разместится в отреставрированных залах Главного штаба. Пока идет разработка концепции новой выставочной площадки, но уже известно, что в экспозицию, помимо работ главного ювелира Российского императорского двора, войдут и графические проекты драгоценных изделий из богатой коллекции самого Эрмитажа. Рассказывают «Новости культуры».

Музей Фаберже откроют только в 2014 году. А пока на золото и бриллианты особой огранки в Эрмитаже можно любоваться только в галерее драгоценностей. За эти копии российских императорских регалий Фаберже получил гран-при на Всемирной выставке в Париже. Правда увидеть их может не каждый – существуют строгие правила допуска посетителей.

Произведений, созданных мастерами дома Фаберже в Эрмитаже не много. Экспонаты поместились в одной витрине особой кладовой. Например, блюдо из горного хрусталя с эмалями и алмазами.

Совсем недавно на работе было множество царапин, драгоценные камни шатались, а эмаль рассыпалась. Спасли блюдо нано технологии. Аппараты лазерной сварки и очистки уникальные – у них нет аналогов. Так что мировые музеи в особо сложных случаях везут экспонаты сюда – в Эрмитаж.

«Чем меньше длительность импульса при очень высокой мощности, тем лучше происходит процесс очистки, – рассказывает Игорь Малкиель, заведующий лабораторией научной реставрации драгоценных металлов Государственного Эрмитажа. – Мы не повреждаем основу, например, я могу удалить чернила с бумаги, не повредив бумагу, даже можно, например, удалять татуировки с рук без повреждения кожи».

Реставраторов удивить практически невозможно. Они заставляют снова сверкать императорские драгоценности, собирают булавку из золотых нитей, которые в несколько раз тоньше человеческого волоса, заводят механизм стреляющих вилок и ложек XVIII века.

Игорь Малкиель показывает, как заряжается пуля, взводится курок, куда насыпается пороха и как производится выстрел. «Это серебро с позолотой, – говорит он. – А дуло этого оружия из стали».

Новая жизнь каждой отдельной вещи – зачастую просто судьба. Так, жемчуг в серебряной лампаде Фаберже закрепили благодаря финансированию меценатов. Другие предметы ювелирного искусства еще ждут позолоты и очистки. Такая реставрации – это долго и дорого. К экспозиции в новом музее Фаберже сокровища будут готовить целых три года.