14.11.2011 | 10:31

"Ла Скала" в гостях у Большого

Оркестр и хор театра «Ла Скала» под управлением дирижера Даниэля Баренбойма приехали в Москву, чтобы исполнить «Реквием» Верди. Это событие – знаменательное в новейшей истории Большого театра. На обновленной исторической сцене состоялись первые иностранные гастроли и первое вокально-симфоническое выступление. На концерте присутствовала супруга Президента России Светлана Медведева. Миланским артистам выпало право первыми среди зарубежных исполнителей испытать акустику Большого после реставрации. И они сделали это триумфально. Рассказывают «Новости культуры».

 

Большой и «Ла Скала». У старейших музыкальных театров и дружба старинная. Один 1776-го года рождения, другой – 1778-го, и обновление пережили одновременно. В «Ла Скала» оно завершилось шесть лет назад. Объединяет и полувековая история взаимных гастролей. И редко когда приезд «Ла Скала» в Москву обходился без «Реквиема» Верди в интерпретации великого дирижера.

В 1964-м году на первых гастролях «Ла Скала» в Советский Союз здесь же, на сцене Большого театра, исполнением «Реквиема» Верди дирижировал Герберт фон Караян, спустя десять лет – Клаудио Аббадо, в 2001-м – Рикардо Мути, на этот раз за пультом – Даниэль Баренбойм. Один из крупнейших дирижеров современности.

«Это первые гастроли маэстро Баренбойма в качестве музыкального руководителя театра «Ла Скала»», – говорит художественный руководитель театра «Ла Скала» Стефан Лисснер.

Назначение Баренбойма на эту должность – свежая новость, официально его срок начинается с 1 декабря. Но работает уже вовсю: репетирует оперу «Дон Жуан» – в сентябре 2012-го привезет ее в Большой. Репетируя здесь «Реквием», оценил акустику. Зал специально подготовили к филармоническому дебюту: над закрытой оркестровой ямой – ряды зрителей, на сцене – раковина красного дерева.

«Эта акустическая коробка прекрасно работает! – говорит Баренбойм. – Голоса тех, кто стоит у задника, слышны так хорошо, что дирижеру приходится подыскивать такой баланс, чтоб и солистов было слышно. Если его найти – звучит восхитительно! Жду не дождусь, чтобы привезти сюда нашего «Дон Жуана».

«Реквием» Верди маэстро знает наизусть настолько, что партитуру на репетиции держит за спиной. Оглядывался пару раз, после отшучивался: «Я не могу читать партитуру, не знаю, как!»

Русским Баренбойм, шутит, овладел в целях самообороны: когда услышал, как жена – пианистка Елена Башкирова – разговаривает с сыном на незнакомом языке. С музыкантами общается на итальянском. Хотя и в их числе на этот раз русскоязычных немало – два солиста: меццо-сопрано Екатерина Губанова, бас Михаил Петренко, и в хоре из восьмидесяти человек – одна, выпускница ГИТИСа Инга Джиоева. В «Ла Скала» уже 14 лет и знает, что для этого театра Верди все равно, что для Большого – Чайковский.

«Как «Ла Скала» «Реквием» никто не исполняет, в одном даже месте, где мы поем «па-па-пам…», у меня прям комок подходит к горлу, хороший хор, хорошие голоса», – говорит певица.

«Мурашки по коже, удивительно, как у хора понятно каждое слово, и каждое слово на вес золота, просто мороз по коже. Классный хор», – говорит солист Михаил Петренко.

Недавний Руслан из оперы Глинки в постановке Дмитрия Чернякова, Михаил Петренко в интернациональную компанию солистов этого концерта попал в последний момент – заменил немецкого баса Томаса Квастхоффа, доволен очень: и с Баренбоймом выступить – честь, и Реквием Верди – из любимых произведений.

«Когда я исполняю эту музыку, мне очевидно, что с Верди, который ее писал, разговаривал Бог – лично», – говорит он.

Кроме Михаила Петренко и Екатерины Губановой, солировали звезда Венской оперы, сопрано Красимира Стоянова и тенор Стефано Секко. Четыре солиста, 200 музыкантов оркестра и хора «Ла Скала», дирижер, который входит в десятку лучших в мире собрались всего на один концерт продолжительностью час двадцать. Уникальному событию на сцене Большого театра аплодировали стоя и в партере, и в ложах.