14.11.2011 | 12:03

Экспозиция "История "Ла Скала" в костюмах" открылась в Большом театре

На сцене Большого Театра в исполнении хора миланского театра «Ла Скала» прозвучал «Реквием» Верди. За дирижерский пульт встал маэстро Даниэль Баренбойм. И одновременно столичная публика имеет возможность увидеть костюмы к десяти лучшим спектаклям, которые шли на легендарной миланской сцене с середины прошлого века. В Большом театре открылась выставка под названием «История «Ла Скала» в костюмах». Рассказывают «Новости культуры».

«Ла Скала» и Большой – у двух главных театров Италии и России немало общего, уверены организаторы вернисажа в императорском фойе. Миланский театр тоже недавно пережил масштабную реставрацию, он младше Большого всего на два года. А их тесное сотрудничество началось с московских гастролей «Ла Скала» в 64-м.

«В прошлом веке наши оперные солисты стажировались в «Ла Скала», а солисты балета «Ла Скала» стажировались в Большом театре, – рассказывает диреткор Большого театра Анатолий Иксанов. – Но сегодня знаменательный день отмечается тем, что мы впервые обменялись уже не коллективами, не гастролями, а музеями, музейными выставками».

На выставке – несколько этапов истории «Ла Скала». Отдельная станица – художник Эцио Фриджерио. Вместе с режиссером Джорджо Стрелером поставил оперу Верди «Симон Бокканегра». Премьера состоялась 7 декабря 1971 года. Это – костюмы, в которых на сцену «Ла Скала» выходили Мирела Френи в образе горничной Амелии и Николай Гяуров – в роли аристократа Фиеско.

«В наших мастерских хранится около шестидесяти тысяч уникальных костюмов, – рассказывает генеральный директор театра «Ла Скала». Мария Ди Фреда. – И все они – история Ла Скала, наши сокровища. К вам мы привезли самые дорогие. Например, наряды из спектакля «Анна Болейн» – это постановка 1957-го года!»

Костюмы и декорации к этой опере выполнил Николай Бенуа. Это – наряды Анны Болейн, Генриха Восьмого и более позднее платье, сшитое специально для приглашенной примы – Елены Образцовой. Сотрудники музея Большого театра не скрывают восторга – они принимали все эти костюмы и оформляли выставку.

«Нам нужно было одеть на манекены, – рассказывает директор музея Большого театра Лидия Харина. – Во-первых, это большая и тяжелая работа, они, действительно, очень тяжелые. Я не представляю, как артисты одевают костюм. Я его в руках долго держать не могла».

В экспозиции – роскошные костюмы Аиды и Рамзеса. Можно увидеть, как еще недавно, всего-то пять лет назад, выглядела сцена «Ла Скала» во время премьеры оперы Верди «Аида». Созданием декораций занимался сам режиссер – Франко Дзеффирелли.

«Замечательная экспозиция, я вижу замысел режиссера, обалдел от моего любимого Дзефферелли, я, может, вообще ради него и пришел, – говорит режиссер Андрей Житинкин. – Вот, скажем, искусственная эмаль в «Аиде» на вот этих замечательных костюмах – это очень редкая техника!»

Пока российский зритель знакомится с историей легендарного «Ла Скала», в музее самого театра открылись две российские выставки, не уступающие итальянской. Они посвящены реконструкции Большого и работе на его сцене художников-авангардистов с 17-го по 32-й год.