25.02.2013 | 11:30

Неожиданный поворот известной истории на сцене "Ленкома"

Пьеса Александра Володина «Пять вечеров» стала событием ещё в шестидесятые. За полвека – почти два десятка постановок. Первая, самая знаменитая, Георгия Товстоногова в БДТ. В Москве сейчас идут спектакли в «Современнике» и в «Мастерской Петра Фоменко». Третьим театром, пригласившим зрителей на «Пять вечеров», стал «Ленком». Рассказывают «Новости культуры».

Был влюблен, всю войну писал письма и вдруг исчез – без слова, без объяснения. Много лет спустя явился – как будто случайно. Встрепенулись былые чувства, но – неловкость, вранье про высокую должность и исчезновение. И – почти случайное – воссоединение с любимой женщиной. Только теперь уже – все, что угодно, лишь бы не было войны. Пронзительная история любви шофера и работницы завода, уложенная автором в пять вечеров, появлялась на сценах и в кино – в советское время, и в наши дни. Впрочем, на сцене «Ленкома» Володин играется впервые – в интерпретации Андрея Прикотенко.

«Мы очень обрадовались, что он предложил это название, хотя понимаем, что риск существует большой, – говорит художественный руководитель театра «Ленком» Марк Захаров. – Пьеса написана давно. Я бы не решился. Не решился. У меня такой отчаянной храбрости нет».

Решившись ставить «Пять вечеров» в «Ленкоме», Прикотенко с особым вниманием отнесся к короткой и единственной ремарке Володина, так аккуратно – в духе времени –проясняющей причины неожиданного исчезновения и 17-летнего отсутствия главного героя: «Был и ГУЛАГ».

«Для нашего спектакля это оказалось принципиальным – откуда он вернулся, – отмечает режиссер. – Вот они встречаются в пьесе, а потом он вдруг уходит. Она его ищет, он собирается уезжать, волей случая в конце они опять встречаются. Вот почему он от нее ушел – часто, этот вопрос не понятен. Вот думаю, нам более внятно удалось ответить».

Главные роли – Тамары и Ильина – Прикотенко довольно смело доверил актерам с давно сложившимися амплуа. Олеся Железняк, например, чаще других играет комедийных персонажей.

«Все время режиссеру казалось, что я хочу как-то посмешить, я его разубеждала, но не, знаю, наверное, у нас получилось даже, – говорит Олеся Железняк. – Хотя, знаете, все равно, я люблю, когда и юмор, что-то такое трагическое, и лирическое, драматическое – оно все рядом, как в жизни. Поэтому я за смешение все равно».

Андрей Соколов – знаменитый в кино партиями суперменов и героев-любовников, о роли володинского Ильина говорит, как о мечте любого артиста сыграть что-то по-настоящему стоящее.

«Уважение всегда вызывает судьба человека, – отмечает Андрей Соколов. – И его – и когда человек себе позволяет в этой ситуации оставаться человеком – несмотря ни на что, это вызывает уважение. У меня всегда было определенное отношение к этим людям, и я очень рад, что мне удалось к ним приблизиться».

Владимира Кантовского арестовали в июне 41-го, сразу после школы. Позже – штрафбат, 13 лет лагерей. Его судьба, как и судьбы многих прошедших ГУЛАГ – некоторые из них пришли на премьеру – сродни тому, что пережил главный герой Ильин.

«Конечно, ему тяжело, – говорит Владимир Кантовский. – Во-первых, ему ничего не ясно, он же не знает, что он встретит. Это самое главное, самое мучительное. Так что это все совершенно обосновано по-моему».

«Я тоже всегда мечтал – если буду на свободе, буду иметь семью, – добавляет ветеран ВОВ Лев Нетто. – Когда познакомили – как это говорят: есть такая любовь с первого взгляда. И у меня также было, я как увидел свою Ларису, когда мне сказали: ну, поедем еще. Я сказал: нет, больше никого мне не надо. И так вот уже мы отметили 55 лет нашей совместной жизни».

Нынешняя постановка в «Ленкоме» – неожиданный поворот известной володинской истории – приоткрывает для зрителя куда больше вечеров, прожитых людьми своего времени, дает еще сильнее почувствовать реальность и цену каждого из них.


Читайте также:
"Пять вечеров" в "Ленкоме">>>

Новости культуры