25.02.2013 | 10:38

В Петербурге проводили в последний путь Алексея Германа

В Петербурге простились с Алексеем Германом. Его называли великим гуманистом. Он учил современников мужеству и нравственности в профессии, искренности высказывания, праву художника быть самим собой. Гражданская панихида прошла в Первом павильоне «Ленфильма», где несколько месяцев назад на фестивале «Послание к человеку» режиссеру вручили приз «За вклад в мировой кинематограф». Рассказывают «Новости культуры».

«Ленфильм» в этот день стал настоящим местом паломничества. С самого утра здесь сотни людей. Ждут тех минут, когда в последний раз можно будет сказать прощальные слова любимому режиссеру.

«Я думаю, что свобода, внутренняя свобода этого великого человека и гражданина и подвигла его на создание тех шедевров, которые он оставил нам, которые перевернули мир нашего кинематографа», – говорит народный артист СССР Олег Басилашвили.

Сюда, на «Ленфильм», Герман пришел работать еще в 64-м. Здесь снял почти все свои картины. На кабинете табличка с его именем, хотя в последние годы режиссер редко здесь появлялся – мешала болезнь. Но за сохранение киностудии он боролся до последних дней жизни. Уже находясь в больничной палате, диктовал письмо в защиту «Ленфильма». Многие считают: эта борьба, возможно, и подорвала здоровье мастера.

«Он относился к своему искусству, к искусству вообще в высшей степени трепетно, – отмечает режиссер, народный артист России Андрей Смирнов. – Он никогда не выказывал этого, всегда подшучивал, посмеивался. Конечно, человек невероятной нравственной чистоты».

О себе Герман иногда говорил: «Я сумасшедший. Всегда думаю только о кино». Даже квартира мастера рядом с местом его работы. Окна выходят во двор «Ленфильма». Его супруга и сценарист – Светлана Кармалита – часто за сборами мужа в киноэкспедиции наблюдала из этих окон. Теперь – принимает соболезнования. Они продолжают поступать со всего мира. Кинематограф Германа известен, понятен не только в России.

«Герман пытается проникнуть туда – в сердцевину, туда – в самый нерв уколоть, – считает режиссер, художник-мультипликатор, народный артист России Юрий Норштейн. – Знаете, как зубной врач. Для меня это все загадка и тайна, как он мог добираться до таких слоев, до которых он сам как человек в жизни не проходил. В этом смысле – он подлинный поэт».

Отпевание – в церкви Спаса нерукотворного, в центре Петербурга. Выбор не случаен. В храме, где когда-то прощались с Пушкиным, Алексея Германа крестили, здесь режиссер часто бывал. Священники вспоминают, что замысел своей последней картины – «Хроники Арканарской резни» – он обсуждал и с ними. Вообще парадокс: его последний фильм должен был стать самым первым.

В павильонах «Ленфильма» еще в 68-м Алексей Герман должен был экранизировать повесть братьев Стругацких «Трудно быть Богом». Но после событий Пражской весны снимать фильм о том, как черный орден захватывает Арканар, режиссеру запретили. Нашли слишком много опасных параллелей. К этому замыслу он вернется только спустя тридцать лет.

Эти съемки обрастут легендами, о них будут снимать отдельные фильмы.13 лет работы. Герман, как истинный художник, скрупулезно, дотошно создавал выдающееся полотно, прорисовывал каждого из сотен персонажей, тщательно подбирал краски. Кадр мог выставлять несколько недель, отписывать десятки дублей. Актеры об этой работе иногда говорили – пытка.

«В нем все было исключительно», – отмечает актер Леонид Ярмольник.

Окончательный вариант картины Герман очень хотел показать Борису Стругацкому – не успел. Чтобы полностью закончить главный фильм своей жизни, ему не хватило совсем немного времени – осталось озвучить всего несколько эпизодов. Закончит эту «Хронику Арканарской резни» сын Алексея Германа. Самые известные кинофестивали уже готовы показать эту последнюю картину мастера.

Все материалы темы "Ушел из жизни режиссер Алексей Герман-старший">>>

Новости культуры