14.11.2011 | 19:39

История музыки от Михаила Казиника

«Искусство – единственное свидетельство Вечности», – считает Михаил Казиник. Этот человек способен даже о самом сложном в искусстве рассказать легко и увлекательно. Скрипач и музыковед, живущий в Стокгольме, свой 60-летний юбилей он отмечает в Москве. В Политехническом музее Казиник представляет амбициозный проект «Исторические концерты». За несколько вечеров он планирует рассказать и показать всю историю музыки. Рассказывают «Новости культуры».

День рождения на сцене – это даже не привычка, а традиция, которая ни разу не нарушалась. При том, что Михаил Казиник не музыкант-исполнитель. Его профессию можно определить как лектор-музыковед. Звучит скучновато, однако вряд ли других лекторов встречают такими овациями. 

Своими «лекциями» он увлекает не только обычных слушателей, но и ученых мужей. С 2005 года Михаил Казиник – ведущий телевизионных трансляций Нобелевских концертов. Фраза, с которой он начал свой первый концерт в Стокгольме, запомнилась многим.

«Я сказал: "Дорогие мамы, папы, бабушки, дедушки! Если вы хотите, чтобы ваш ребенок сделал шаг к Нобелевской премии, начинайте не с химии, не с физики, не с математики, начинайте с музыки". Музыка – это пища для человеческого мозга. Естественно, классическая музыка, созданная гениальными творцами по космическим образцам», – подчеркивает он.

По убеждению Михаила Казиника, все научные теории в том или ином виде сначала возникают в искусстве. Включая теорию относительности Эйнштейна.

«Эйнштейн сказал, что Вселенная теперь – после его теории относительности – выглядит, как слоеный пирог, где в каждом слое своя консистенция и свое время. А это и есть формула фуги. Слоеный пирог, где в каждом слое своя тональность и свое время. Бах до Эйнштейна знал теорию относительности, поскольку он писал фуги», – поясняет музыковед.

Подлинным развитием цивилизации Михаил Казиник считает движение общества к искусству, к музыке. А потому без устали рассказывает о том, что хорошо знает и любит, о чем говорил уже много раз. И каждый раз как будто впервые. Цикл «Исторические концерты» открылся разговором о Венском классицизме, с которого, фактически, и началась современная музыкальная цивилизация.