22.02.2013 | 13:49

В ходе реставрации в Свияжске были сделаны редкие находки

Собор Богоматери Всех Скорбящих Радости является одним из самых больших православных храмов в Свияжске. Он был возведен на рубеже XIX-XX столетий по проекту казанского архитектора Фёдора Малиновского и является прекрасным образцом нео-византийского стиля. Внешний облик храма со времени постройки практически не изменился, но настенная живопись в интерьере утрачена практически полностью. Сейчас убранство собора усилиями художников-реставраторов возвращается из небытия. О редких находках, сделанных в ходе реставрационных работ, в репортаже «Новостей культуры».

Лики святых, написанные на линолеуме – увидеть такое реставраторы Собора Богоматери всех скорбящих радости никак не ожидали. Приступая к работам, обратили внимание на элементы под куполом храма. При ближайшем рассмотрении они оказались композициями на религиозную тему.

«Он жесткий, он свернутый, еще гвоздями был прибит, – поясняет художник-реставратор Владимир Маркуев. – Мы его аккуратно сняли со стены».

По словам реставраторов, такая технология нанесения изображения редко, но все же, встречается – ее использовали в храмах с высокой влажностью воздуха. В качестве полотна в таких случаях выступали также фанера и металл.

«На этом уровне расположена кровля, и когда падал снег, стена пропитывалась, – говорит Владимир Маркуев. – Влага проникала сюда, и постоянно были отставания, шелушения».

Сохранилось четыре изображения ликов святых из шести. Художники решили вернуть их на стены храма. Реставраторы, изучив манеру написания библейских мотивов, сделали эскизы на бумаге, и дорисовали утраченные детали. После этого – готовили стены. Фрески в Свияжском храме уникальны – не имеют аналогов ни по манере написания, ни по цветовой палитре ни в одной из древнерусских школ фресковой росписи. Слой за слоем вскрывались многочисленные проблемы. Из-за того, что долгое время за зданием никто не следил, неоднократно протекала кровля. Это отразилось на состоянии штукатурки, местами она покрылась солеными наростами.

«Например, очень сильно пострадали стены, шелушение красочного слоя вы видели, – отмечает Владимир Маркуев. – Нет живого участка, где бы не тронула рука реставратора и стопроцентное укрепление красочного слоя».

Более половины работ по восстановлению внутреннего убранства собора уже выполнены. Художники закончили работу над центральным куполом и парусами, алтарем.

Новости культуры