21.02.2013 | 23:36

Трудно быть Германом

Умер Алексей Герман-старший, несгибаемый, упрямый художник, автор скрупулезно выполненного поштучного кино. Многие работавшие с ним признавались, что делать кино вместе с Германом почти непосильно, почти невыносимо. По ходу съемок они понимали рано или поздно, что от всякого он требует душевного усилия, равновеликого своему. Медленно, сосредоточенно, медитативно он выращивал каждый фильм, как дерево, до тех пор, пока оно не начнет приносить плоды. Он снимал кино не цветное, не черно-белое, он делал кино темно-светлое. В его последнем фильме мы увидим, наверное, схватку между тьмой и светом, доведенную до крайности, леденящую кровь картину. Алексей Герман ушел с миром. Не в том значении слова, за которым покой, а с миром, который он построил твердой рукой, в котором жил и который мы будем продолжать угадывать по его картинам, если сохраним такую способность. Соболезнования родным и близким режиссера выразил президент России Владимир Путин. Рассказывают "Новости культуры".

Первые цветы на "Ленфильме"  появились еще утром, почти сразу же после того, как стало известно: ушел из жизни Алексей Герман старший. Бескомпромиссный, резкий и смелый, режиссер, без которого отечественный кинематограф представить почти невозможно. Не мог представить свою жизнь без кино и сам Герман. Не раз говорил, что в этом смысле он сумасшедший: думает всегда и только о кино, о родном "Ленфильме". Все эти годы он сильно переживал за судьбу киностудии, активно высказывался, боролся за ее возрождение. Пришел сюда в 1964, начинал вторым режиссером, снял здесь все свои фильмы.

"Этот человек был очень честный, он боролся за правду, боролся за "Ленфильм", это и подорвало его здоровье", – убежден Олег Басилашвили.

"Незаменимых, говорят, нет... Нет, есть незаменимые. Особенно в искусстве. Особенно у нас в кино. Его ничто не заменит", – заверяет Владимир Бортко.

"Вот именно по фигурам Германа, Тарковского будут люди определять, что же такое искусство кино, что, оказывается, оно есть, что не только этот американский доходный промысл, в который погрузили всех нас и понизили требование к кино. Алексей Герман держал эту планку. Боже, как же это трудно было жить так!" – восклицает Николай Бурляев.

О том, как работал мастер, на "Ленфильме" ходили легенды. Мог выстраивать кадр неделю, заново учить игре знаменитых актеров. Перфекционист во всем, Алексей Герман никогда не шел на компромиссы во время съемок: он точно знал, как надо снимать. Такими же бескомпромиссными были все его фильмы. Каждая картина становилась вызовом. Они тяжело создавались и так же тяжело попадали на экран.

"Он еще то поколение титанов уходящих – это Бергман, Тарковский, список недлинный. Это совсем другой масштаб, другое мироощущение, это другая крупность, глубина, мощь", – подчеркивает Владимир Хотиненко.

На его фильмах учились почти все современные российские режиссеры авторского кино – "германовский стиль" стал неким камертоном. Сюжеты острые, манера повестования сдержанная, съемка будто документальная  больше всего Герман не выносил пафоса и фальши. Культовый режиссер, про которого говорили: "Он снимал шелуху с мифов о советском времени".

"Он, конечно, был человеком, который поражал всем и был талантлив не только в режиссуре, но еще и как человек. Поэтому безумно обидно и жалко, потому что уходит что-то главное от нас всех. Вспоминаю, в театре – Петр Наумович Фоменко не так давно, теперь вот Герман... Мы теряем не просто опоры, а что-то такое основополагающее. Поэтому печально", – говорит Алексей Учитель.

За сорок лет он снял всего пять фильмов, но о судьбе каждого из них можно было бы снять отдельную ленту. Почти все картины подвергались критике. "Проверка на дорогах" была дебютом. Снимали в 1971, но в прокат она не попала – пролежала на полке 15 лет. Германа обвинили в незнании материала, сюжетную линию назвали фальшивой. Картину "Мой друг Иван Лапшин" тоже не сразу увидели. Четыре года она провела на полке. Предпоследняя лента "Хрусталев, машину" – о ней спорили. Многие зрители ее не приняли. Критики назвали великим фильмом десятилетия, а многие актеры работу с таким режиссером – вершиной в своей карьере.

"Я говорю: "Мне в жизни повезло, и Господь подарил счастье работать с вами. Это, конечно, здорово, но лучше бы я вас не встречал". Он говорит: "Почему?". Я говорю: "После вас я не мог ни с кем работать. Не могу", – признается актер Юрий Цурило.

Самым сложным оказался последний фильм по повести Стругацких "Трудно быть Богом" – Герман задумал снимать его еще в 1968 году, не позволили. Снова вернулся к этому сюжету спустя почти тридцать лет. Шесть лет съемок, потом годы монтажа и озвучивания. Кино почти готово, но премьера пройдет уже без мастера.

"Я видела этот фильм, он еще не был озвучен. Я поражена:  по нему надо писать книгу по живописи,  потому что каждый кадр – это произведение искусства", – заверяет Генриетта Яновская

Фильм еще не вышел на экраны, а уже стал событием. О том, как режиссер снимал "Трудно быть богом", говорили   как же трудно быть Германом. Дотошный во всем, он как-то признался: "Сегодня так не снимают". Но вряд ли вообще кто-то когда-то снимал так, как он. Классик, снявший так мало, но все его фильмы  то лучшее что есть в отечественном кино.

Прощание с Алексеем Германом пройдет на киностудии "Ленфильм" 24 февраля. Похоронят режиссера на Богословском кладбище Петербурга. На телеканале «Культура» в воскресенье, в 18.40, смотрите документальный фильм "Герман. Сын Германа" и художественную ленту "Мой друг Иван Лапшин"

Все материалы темы "Ушел из жизни Алексей Герман-старший">>>

Новости культуры