15.11.2011 | 09:52

Вариации на классические темы от Игната Солженицына

Пищу не только для души, но и для размышлений подразумевала программа концерта, состоявшегося накануне в Большом зале столичной Консерватории. Игнат Солженицын решил, что традиционно безупречного выступления Большого Симфонического Оркестра имени Чайковского и хрестоматийных имен композиторов в афише недостаточно. Единственный концерт, для которого дирижер приехал в Россию, должен запомниться и чем-то иным. Рассказывают «Новости культуры»

Искушенных музыкантов БСО трудно удивить необычными программами. Это коллектив с богатой и солидной историей, с ним выступали многие именитые маэстро с весьма интересными творческими идеями. Молодой дирижер Игнат Солженицын сумел предложить нечто неожиданное.

«Меня всю жизнь интересует вариационная форма, – говорит дирижер. – Мне показалось интересным совместить не только весь концерт из вариаций, но на темы великих предшественников и коллег».

В программу вошли Вариации Брамса на тему Гайдна, Уолтера на тему Хиндемита и Регера на тему Моцарта. К музыке коллег и предшественников композиторы обращались во все времена. Бах, к примеру, просто переписывал концерты Вивальди для других инструментов. Видимо из дидактических намерений. Потом композиторы стали на чужие темы создавать свои произведения. Видимо, темы очень нравились.

«В наш просвещенный XXI век в смысле понятия стиля и о том, как нужно играть классическую музыку, особенно Гайдна и Моцарта, нам интересно посмотреть каким глазом это видел Регер», – говорит Солженицын.

Регер, видимо, хотел посоревноваться с Моцартом, ведь он позаимствовал у него тему, на которую сам Моцарт написал вариации, тему ля мажорной сонаты.

Обратившись к моцартовской теме и моцартовским образам, Регер использует современный музыкальный язык, оригинальные гармонии и необычные тембры. Если согласиться, что это творческое соревнование, то надо признать победили оба. Вариации на тему Моцарта признаны самым популярным сочинением Макса Регера.