15.11.2011 | 10:15

Труппа Билла Т. Джонса продолжает программу "Американских сезонов в России"

Новый взгляд на культуру Нового Света – так можно определить задачу «Американских сезонов в России». И хотя в программе фестиваля представлены все виды искусств, современный танец здесь явно доминирует. Сегодня в Москве выступит Танцевальная труппа Билла Т. Джонса и Арни Зейна. Созданная почти 30 лет назад труппа на родине имеет статус «культовой», в Россию приехала впервые. Не смог прибыть из-за болезни сам Билл Т. Джонс – реформатор и радикал, переводящий на язык современного танца все проблемы современного общества. Но это едва ли помешает его подопечным продемонстрировать на сцене Российского молодежного театра свой стиль, который критики окрестили «невероятной смесью отчаяния и надежды». Рассказывают «Новости культуры».

Одна из самых оригинальных и влиятельных команд в мире современного танца – так говорят о коллективе Билла Т. Джонса профессионалы. Три десятилетия существования для contemporary – это почти то же самое, что три столетия для классического балета.

Для своей команды Джонс поставил 140 спектаклей. Сравнивает танцовщиков с подвижными скульптурами. Критики же видят в них пеструю группу, модную, яркую, авангардную.

«Да, мы все разные! – говорит танцовщик Эрик Монтес. – У нас разные школы, разные индивидуальности. Вот мне, например, вообще не нравится классический балет. Хип-хоп, джаз, капоэйра – это мое. А балетом я занимаюсь только когда понимаю, что теряю форму. Вот тогда приходится вспоминать, все чему меня учили в Национальной школе балета в Мексике».

С мексиканцем Эриком вряд ли согласится американка Шейла, для нее классика – основа основ. Кредо труппы – синтез стилей, нео-классика, модерн, авангард. На сцене – непременное смешение жанров: танец, театр, видео. А в подаче – эпатаж. Правда, для неподготовленной российской публики некоторые сцены будут серьезно отредактированы».

«Мы покажем вам три вполне классических спектакля, – рассказывает танцовщица Шейла Дженкинс. – Мой любимый – «Дни, проведенные не здесь». Каждое движение там выверено, красиво. Пластика гармонирует с музыкой. Не верится, но эта постановка родилась в одночасье, из импровизации Билла Т. Джонса. Мы тоже внесли свой вклад: каждый танцовщик сам придумал, как он появится на сцене».

Тяга к импровизации – это, конечно, влияние африканских корней Билла Т. Джонса. Правда сам он джазу предпочитает классику. В двух из трех его спектаклей, показанных на российской сцене, использована музыка Моцарта и Мендельсона.

«Мы очень ждали этих гастролей, – говорит арт-директор труппы Джанет Вонг. – Преклоняемся перед русским балетом. А еще нам интересно поработать с русскими музыкантами из камерного оркестра. Ведь мы танцуем под живую музыку. Все постановки очень разные, созданы Биллом Т. Джонсом в разные годы».

С собой танцовщики привезли ди-джея Джона Освальда для участия в спектакле «Непрерывное воспроизведение». Музыка скандального канадского композитора – коллаж из разных традиций, направлений и стилей. У столичной публики будет возможность проверить свою музыкальную эрудицию: отыскать в произведении Освальда цитаты из «Весны священной» Стравинского и Седьмой симфонии Бетховена.