15.11.2011 | 11:03

Ансамбль "Les arts florissants" представил в Москве свою версию оратории Генделя "Иевфай"

По воспоминаниям современников, первые концерты Георга-Фридриха Генделя в Лондоне проходили в пустых залах, что совсем не огорчало композитора. «В пустом зале, - говорил Гендель, - музыка звучит лучше». Концертный зал имени Чайковского, где минувшим вечером вокально-инструментальный ансамбль «Les arts florissants» исполнил последнюю ораторию Генделя «Иевфай», был полон. Выступление французского коллектива подтвердило его непревзойденную репутацию в среде аутентичного исполнительства. Рассказывают «Новости культуры».

Последняя оратория Генделя. В афишах пометка – «Иевфай» в России исполняется впервые. Мировая премьера сочинения состоялась в Англии в 1752 году. И вот спустя два с лишним столетия – российской публике ораторию открывает ансамбль «Les arts florissants» – переводится как «Цветущие искусства».

Художественный руководитель и идейный вдохновитель коллектива – Уильям Кристи. Во Франции о нем говорят – революционер. В конце 70-х Кристи совершил настоящий музыкальный переворот, возродив у французов интерес к барочной музыке. Эту ораторию выучил, когда был еще студентом в Гарварде. Редакция, к которой сейчас обратился по его признанию не самая лучшая, поэтому партитуру Генделя Уильям Кристи позволил себе откорректировать.

«Я вам признаюсь, редактировать партитуры – это в практике нашего ансамбля, – говорит Кристи. – В 75 процентах случаев мы это делаем. Потому что издания, которые попадают к нам в руки, часто не отвечают нашим требованиям».

Литературная основа оратории – библейская притча. Военачальник Иевфай дал обет, если победит врагов – принесет в жертву первого кого встретит, вернувшись домой. Навстречу Иевфаю вышла его единственная дочь.

«Мой персонаж очень сложный человек, – говорит солист ансамбля Курт Стрейт. – Он в состоянии борьбы между чувством к дочери и долгом. И вообще сама оратории очень трудное для исполнения сочинение. Сложное технически, есть места, где очень быстрый темп».

Перед глазами маэстро партитура. Если ее закрыть, дирижировать будет без подсказки: ораторию знает наизусть. Как и солисты, которые исполняют ораторию, не подглядывая в ноты.

«Мы приблизили сценическое действо оратории к жанру оперы, – рассказывает Кристи. – Солисты не стоят на месте, уткнувшись в нотный материал, они создают образы героев, которые живут на сцене, двигаются, беседуют. У нас, как в спектакле выстроены мизансцены».

Для Уильяма Кристи и его ансамбля это не первые гастроли в России. До сих пор рассказывает друзьям в Париже, как к нему на один из московских концерт приехали студенты из Сибири. Двое суток провели в пути, чтобы услышать барочную музыку. Вот ради таких слушателей, говорит он готов возвращаться в Россию с концертами снова и снова.