15.11.2011 | 15:45

Неизвестный Павел I

У него было столько планов – осуществились далеко не все. Он был непоследователен и противоречив. Самой неоднозначной фигуре в российской истории – Императору Павлу Первому - посвящает новую экспозицию музей-заповедник «Царицыно». Экспонаты собраны из любимых резиденций Павла I – Гатчины, Павловска, Михайловского замка, Петергофа, а также из 16 других музеев Москвы и Санкт-Петербурга, государственных архивов и частных собраний. Рассказывают «Новости культуры».  

Самым романтическим императором называл Павла I Александр Сергеевич Пушкин. Одним из самых противоречивых и неоднозначных правителей считают его историки. В данном случае одно вытекает из другого. Именно оторванность Павла I от реалий того времени и сыграла с ним злую шутку. В детстве он запоем читал книги о рыцарях, и в 1798 году став великим магистром старейшего духовно-монашеского Мальтийского ордена, искренне верил, что эти идеи разделят и его подданные. Мечтал о том, что дворяне «с мечом будут защищать принципы добродетели, благородства и чести». Мальтийский орден стал главной наградой, по велению Павла I эта символика украшала государственные гербы. Но «игре в рыцарство» не суждено было стать национальной.

«Все, что было при Павле, после его гибели, при Александре, утрачивается, то есть никакого влияния это не имело, единственное что - Мальтийский крест стал нагрудным знаком у пажеского корпуса», - рассказывает куратор выставки Александр Валькович.

Последние дни жизни императора - одна из главных тем этой экспозиции. Портреты заговорщиков во главе с военным губернатором Петром Паленом, ночная рубашка, по преданию, именно в ней император и был задушен. И орудие убийства - шарф, правда, как признались организаторы выставки, не подлинный, но очень похожий на оригинал. Этот стол конечно тоже не павловских времен - его задача - воссоздать атмосферу последнего семейного ужина.

«Павел, накануне своего убийства, был в прекрасном настроении, он играл с детьми и одну из младших дочерей благословил образом пресвятой Богородицы, то есть ужин был веселый и, кажется, не предвещал никакой беды», - отмечает заместитель директора музея-заповедника «Царицыно» по научной работе Ольга Докучаева.

На первый взгляд художественное оформление этой выставки кажется немного хаотичным, на самом деле –такова задумка художника.

«Понимая, что это нервный человек, импульсивный человек, который в скорости мог отменить свое решение, при этом он мог искренне стараться делать как лучше, то я решил пойти тем же путем - нервным, импульсивным», - объясняет художник выставки Андрей Рейнер.

Четыре года, четыре месяца, четыре дня длилось правление Павла Первого. В девяти залах представлено семь сотен экспонатов. Но, несмотря на такое обилие предметов, личность Павла Первого остается неразгаданной и непонятой.

 Читайте также:

К 210-летию со дня смерти Павла I

Утраченные иллюзии – Павел Первый. Эпоха и личность