21.02.2013 | 12:12

Деятели культуры выражают соболезнования в связи с кончиной Алексея Германа

Режиссер Алексей Герман-старший, скончавшийся в четверг на 75-м году жизни, воспринимал кинематограф как миссию, сказал худрук Театра мюзикла Михаил Швыдкой на пресс-конференции, посвященной первому дню рождению театра.

"Для Алексея Германа кинематограф был миссией, великим искусством, а не индустрией, - отметил Швыдкой. - Он боролся за людские души, а не за бокс-офис и выручку во время уикенда. Это утрата невосполнима. К сожалению уже нет режиссера, чье присутствие во многом определяло смыслы отечественного кинематографа. Этот день - очень горький день для тех, кто любит кинематограф и вообще русскую культуру".

Режиссер Павел Лунгин рассказал, что режиссер Алексей Герман-старший, скончавшийся в четверг на 75-году жизни, всегда будет для него величайшим авторитетом.

"На меня лично он произвел огромное впечатление, посмотрев его фильмы, я понял, что хочу заниматься режиссурой. У каждого человека есть свой "будильник" в душе, посмотрев "Двадцать дней без войны" и особенно "Мой друг Иван Лапшин" я понял, что это то кино, которое я люблю и, которое мне нужно" - сказал Лунгин.

Лунгин, также отметил, что одно время много общался с режиссером и он всегда будет для него величайшим авторитетом.

"Он был из племени гигантов и титанов, умер гений, необычайно крупная, огромная личность. Изобретатель совершенно нового киноязыка, который не спутаешь ни с кем и ни с чем. Фильмы Германа видны сразу, повторить их невозможно, их можно только имитировать, как полотна великих мастеров. Ты можешь пытаться имитировать Ван Гога или Рубенса, но это никогда не будет Ван Гог или Рубенс. Герман в этом смысле абсолютно уникален", - сказал Лунгин.

Он выразил соболезнование семье Германа, пожелал ей мужества и крепости.

Значение Алексея Германа-старшего для российского кинематографа сложно переоценить, оно сравнимо с ролью Толстого и Достоевского в русской литературе, рассказала историк кино и документалист Любовь Аркус, дружившая со скончавшимся в четверг режиссером. 

"Как историк кино я понимаю, что тем, чем были для русской литературы Толстой и Достоевский, тем и Герман был для нашего кино", - сказала Аркус. 

Она добавила, что режиссер "жил вне времени, и благодаря этому и было его гениальное кино".

"Чем он платил за это, знают только близкие люди", - добавила она. 

Аркус также призналась, что Герман был для нее очень близким человеком. 

"Для меня это огромная трагедия, чувство, что отпал кусок моего сердца, огромная часть моей жизни, которая обвалилась. В такие минуты меняется жизненное пространство", - сказала она.

Она вспомнила, что познакомилась с Алексеем Германом, придя на студию "Ленфильм" в 1984 году на преддипломную практику, и Герман стал ей помогать, а потом уговаривал пойти на режиссуру. 

"Мое отношение к Герману нельзя назвать просто дружбой, он был частью моей жизни. Я и решение заняться кино приняла после того, как в 16 лет увидела во львовском клубе его картину "Двадцать дней без войны", - призналась Аркус. 

Алексей Герман-старший обладал уникальным талантом, а его фильмы оказывали огромное влияние на кинематографистов, считает его коллега Владимир Меньшов.

"Мы с Алексеем пересекались редко. Сейчас я нахожусь на высших режиссерских курсах, где мы с ним сблизились, так как преподавали вместе. Надо сказать, что он обладал большим гипнотическим влиянием на людей, даже его студенты получались все немножко "германы". Особенно, это его гипнотическое влияние проявлялось в фильмах. Их немного, но они буквально прилипали к тебе. Я помню это ощущение, например, по фильму "Проверка на дорогах", но большое всего я люблю фильм "Мой друг Иван Лапшин". Ну, казалось бы, обычный детектив времен тридцатых годов, написанный его отцом. Но поразительно, как за этой простейшей историей вставала эпоха, вставали люди", - сказал Меньшов.

По его словам, Герман обладал уникальной способностью подбирать актеров, открывать новые стороны их таланта. 
"Он потрясающе подбирал актеров, все лица в его фильмах удивительные. Как он заново открыл Юрия Никулина в фильме "Двадцать дней без войны", - считает Меньшов.

Он отметил также знаменитый перфекционизм Алексея Германа, позволявший ему добиваться уникальных результатов. Режиссер также отметил огромное влияние творчества Алексея Германа на профессиональную среду, на развитие отечественного кинематографа.

"Каждая его картина - их всего пять или шесть - производила громадное впечатление, прежде всего на кинематографистов, которые сразу становились подражателями, расхватывали его актеров, повторяли его находки. Конечно, это огромная потеря для кинематографа", - сказал Владимир Меньшов.

Алексей Герман-старший был одним из самых принципиальных мастеров XX века, сказал режиссер, гендиректор киноконцерна "Мосфильм" Карен Шахназаров.

"Выдающийся мастер, нет слов. Один из самых принципиальных мастеров ХХ столетия, оказавший большое влияние на развитие советского и российского кино. Он снял несколько классических картин, таких как "Проверка на дорогах", "Мой друг Иван Лапшин", "Двадцать дней без войны". Конечно, огромная утрата для нашей культуры, для кинематографа, для страны", - сказал Шахназаров.

По словам режиссера, "у Германа в кино была репутация жесткого, требовательного к качеству художника, но это нормально".

Шахназаров отметил, что последний фильм "Трудно быть богом", над которым Герман-старший работал еще с 1990-х годов, практически готов.

"Насколько я слышал, фильм был близок к завершению - он уже был даже смонтирован, и Герман уже занимался звуком. Если картина действительно в такой готовности, то она не будет испорчена, и мы увидим руку мастера. Звук - это тоже важно, конечно, и печально, что он его не закончил, но это уже вряд ли нарушит художественную ценность картины. Тем более, что его сын тоже режиссер и понимает замысел отца", - считает он.

Федор Бондарчук уверен, что последняя картина скончавшегося в четверг режиссера Алексея Германа-старшего "Трудно быть богом" будет "выдающимся произведением мастера".

"Задача донести зрителю последнюю картину Германа ляжет на плечи его семьи. Но я не знаю людей, которые бы им не помогли. 

И сколько бы ни ерничали люди по поводу срока производства, к этому надо относиться серьезно и с уважением. Я не видел картину, но я общался со своими товарищами, к мнению которых я прислушиваюсь и к журналистам, и к кинокритикам, и к их словам о том, что это выдающееся произведение мастера. Я в этом уверен", - подчеркнул Бондарчук. 

Он также поделился воспоминанием о том, как впервые смотрел фильм Германа "Мой друг Иван Лапшин". 

"Я всегда сужу по себе, по кинематографу, который оказал на меня влияние. И вспоминаю Германа. Я прекрасно помню то оглушительное ощущение, которое оставила картина "Мой друг Иван Лапшин", когда все еще школьниками как-то попадали во ВГИК, "сидели на люстрах". Это был зал московской интеллигенции, людей, которые любят кино. Он был не то что полный, туда нельзя было попасть, а потом до 6 утра было обсуждение. Это тот кинематограф, который оказал влияние не только на кинематографическую культуру, но и на режиссеров мировых. Благо об этом говорят и благо мы об этом вспоминаем. Он услышал это при жизни, что редко бывает и в искусстве, и в кинематографе", - отметил Бондарчук. 

Сильнейшим ударом по российскому кино назвал смерть Алексея Германа-старшего его коллега Петр Тодоровский.

"Очень жалко Алешу, это сильнейший удар по нашему кино, я просто не знаю, куда деваться от этого известия, - признался сегодня режиссер, узнав о смерти своего коллеги. - Я знал, что он в больнице, но надеялся, что Алексей поправится. Это большая утрата для всего нашего кинематографа. Это очень печально и драматично, теперь нам остались только его фильмы".

"Не могу сказать, что мы дружили, но мы были близко знакомы много-много лет", - продолжил Тодоровский. По его словам, Алексей Герман "всегда шел впереди, открывал свои пути в кино, был истинным, по-настоящему великим режиссером". "Он ни давал поблажек ни себе, ни кому-либо вокруг, - добавил Петр Ефимович. - Он знал, что он хочет".

Режиссер напомнил, что Герман снял три фильма по прозе своего отца, а у последние годы работал над картиной "Трудно быть богом" по роману Стругацких. "Мы так ее ждали, а он свою ленту так и не закончил, - посетовал Тодоровский. - Теперь непонятно, что с ней будет. Но я надеюсь, что фильм все-таки будет завершен".

Выдающимся режиссером и принципиальным человеком назвал Алексея Германа-старшего режиссер Владимир Наумов. 

"Алексей Герман был прекрасным режиссером с точки зрения художественного таланта, необыкновенно одаренным от природы, - сказал Наумов. - Он очень тонко чувствовал человеческую боль и умел показать ее на экране. Даже в картинах, которые, по замыслу, не имели огромного смысла, всегда таилась, пульсировала высокая идея. Герман на своем примере доказывал, что режиссер должен не только уметь снимать, но и уметь видеть".

"Алексей Герман относился к тем режиссерам, в чьих картинах возникали смысловые пустоты, он всегда показывал другую точку зрения, что сейчас, когда кино стремится к плоскости, создавало объем нашего кинематографа, - считает Наумов. - Это был очень крупный мастер, и его смерть - большая потеря не только для нашего кино, но и для всей культуры".

"Мы общались, хотя он жил в Ленинграде, а я в Москве, - продолжил режиссер. - Внешне он казался человеком мягким, был доброжелательным, но при этом умел быть жестким, принципиальным, всегда отстаивал свои позиции. У нас бывали разногласия, его видение не всегда совпадало с моим, но он умел выйти за пределы собственного вкуса и объективно оценить любую картину".

"Герман был отличным человеком, не в смысле школьной оценки, а в том смысле, что его всегда можно было отличить от других режиссеров, - сказал Наумов. - Я выражаю огромную скорбь по поводу его ухода, соболезнования жене и сыну, всем родным. Пусть земля ему будет пухом. Будем надеяться, что наша память не будет коротка, и мы не забудем его прекрасные фильмы".

Председатель Союза кинематографистов РФ, режиссер Никита Михалков считает Алексея Германа-старшего автором шедевральных картин. "Из жизни ушел выдающийся художник. Можно совпадать и не совпадать характерами, взглядами на жизнь, но это абсолютно не умаляет того, что есть истины непреложные - это мастерство на высочайшем художественном уровне. Я считаю, что Алексей Герман снял ряд действительно шедевральных картин", - подчеркнул Михалков.

Он также выразил слова соболезнования близким режиссера и отметил, что сожалеет о том, что "так рано от нас ушел Алексей Юрьевич". "Он, без сомнения, обладал великим даром, данным Богом. Я очень скорблю, что из рядов кинематографистов, тех, кто создавал честь и славу нашему кино, ушел один из его лидеров, искренне соболезную его близким, друзьям и всем тем, кто так или иначе прикасался к его творчеству", - заключил Михалков.

Союз кинематографистов РФ также направил официальную телеграмму с соболезнованиями близким Германа-старшего. Первый заместитель председателя СК РФ Сергей Лазарук рассказал, что Алексей Герман был для него "человеком "кинематографического Возрождения". "Умный, искренний, постоянно экспериментирующий и импровизирующий, но последовательный в своих взглядах, идеалах, убеждениях. Многим было с ним нелегко, а мне - удивительно просто и незабываемо", - поделился воспоминаниями Лазарук.

Все материалы темы "Ушел из жизни режиссер Алексей Герман-старший">>>

РИА "Новости" , ИТАР-ТАСС