21.02.2013 | 09:43

Мир Рудольфа Тюрина на выставке в Москве

Наивно предполагать, что коллекционирование наивного искусства – это удел нескольких коллекционеров. Музей, целиком посвящённый наивному искусству, уже много лет работает в Москве. Он стал популярной выставочной площадкой для тех, кто достиг определённых высот в этом направлении живописи. Хотя понятие профессиональная высота здесь так же условно, как и жанры, в которых работают эти художники. Например, любимым жанром Рудольфа Тюрина были «Закрутки». Рассказывают «Новости культуры».

Мир Рудольфа Тюрина представлен пятнадцатью картинами, созданными художником с 70-х по начало 90-х годов. Именно эти 15, уверяют организаторы выставки, наиболее ярко представляют зрителю те маленькие, порой частные истории из которых, по мнению художника, и складывалась жизнь советского человека.

Поездки на картошку, танцы в сельских клубах, вечера поэзии в студенческих кафе и, конечно, романтика. Школьная подруга, в которую Рудольф Тюрин был влюблён, стала прототипом большинства его красавиц. Она в числе тех, что шепчутся в ресторане, и здесь же – спутница солидного мужчины. Этот камерный мир интересовал художника куда больше, чем лозунги большой страны.

«Работы Тюрина характерны тем, что они очень насыщены сюжетами и насыщены персонажами, – рассказывает куратор выставки Анна Суворова. – Он говорил про свои работы “я помещаю человека в такую ситуацию, где он крутится, где очень много разных маленьких вот этих вот историй и где он должен как-то проявить себя по-своему, особенно”».

В числе персонажей, закрученных в этом сюжетном вихре, часто присутствует и сам художник. Правда, на этой картине его могут узнать лишь специалисты – выглядел в жизни Рудольф Тюрин совершенно иначе. Как – красноречиво повествует его автопортрет. Рудольф Евгеньевич написал его в 80-е, когда уже работал врачом-рентгенологом в сельской больнице, периодически ездил в Пермь, изучал книги о живописи.

«Во многих своих работах он перефразировал иногда тот стиль, язык и приёмы, которые были присущи французским художникам XIX века, так например, в автопортрете мы можем видеть черты сходства с Ван Гогом», – отмечает сотрудник Музея наивного искусства Наталья Вяткина.

Задумчивый философ, художник-самоучка Рудольф Тюрин старался поймать и отразить моменты скользящие и не всегда фиксируемые искусством.

«Мне его работы напоминают иногда фотографии, потому что они по композиции очень близки этому виду искусства, – говорит искусствовед Ольга Дьяконицына. – Но, тем не менее, он, конечно, живописец, потому что его форма она выстроенная, выстрадана им как живописцем».

Писать Рудольф Тюрин начал в ещё детстве – в больнице. Он долго лечился от туберкулёза, рисунками словно компенсировал одиночество. Любовь к живописи осталась на всю жизнь, как и увечья – напоминание о болезни. Но именно этот нелёгкий путь и сформировал его художественный взгляд на мир. Яркий. Искренний. Вдумчивый.

Новости культуры