20.02.2013 | 14:02

В "Табакерке" - премьера по Брехту

Премьера спектакля по мотивам пьесы Бертольта Брехта "Страх и нищета в Третьей империи" в постановке Александра Коручекова пройдет в Московском театре под руководством Олега Табакова в четверг. Из 24 сцен пьесы "Страх и нищета в Третьей империи", написанной Брехтом в 1934 - 1938 годах в эмиграции в Дании, в спектакль вошло только 5.

"Каждый режиссер выбирает те эпизоды из произведения, которые ему кажутся наиболее важными: и по нынешней жизни, и по драматургии, - сказал перед генеральной репетицией Коручеков. - Это четыре удара из жизни разных слоев общества: "Меловой крест", "Шпион", Жена еврейка", "Правосудие", которые завершает "Нагорная проповедь". Как мне кажется, это правильная композиционная структура".

По словам режиссера, спектакль не про гитлеровскую Германию и не конкретно про настоящее время. В то же время он считает, что все это имеет непосредственное отношение к современности. Как говорит Коручеков, общая тема, объединяющая все эпизоды, - это люди: "хорошие, плохие, нормальные, разные… люди, которые вынуждены жить в этой странной, агрессивной, постоянно меняющейся среде, от которой неизвестно, чего ждать".

"Вот эта неуютность, непонятность, смывание системы координат приводит к тому, что люди начинают волноваться, подозревать друг друга, совершать неблаговидные поступки, исходить психозом и даже сходить с ума. Как результат - начинают происходить нехорошие события, которые исходят не столько от власти, сколько от самих людей. И зависят от того, как мы ведем себя в разных обстоятельствах", - пояснил он.

У каждого из героев пьесы и спектакля - своя история: кто-то пытается бороться и преодолевать, сопротивляться тому, что вокруг, у кого-то это получается, кто-то держится до конца, а кто-то сдается и падает.

Жанр спектакля режиссер определил как "сцены", каждая из которых решена в своем жанре: одна гротескная, другая игровая, третья драматическая, а четвертая приближается к клоунаде. Как рассказал Коручеков, ему хотелось всю эту разножанровость соединить в единое целое.

"Страх и нищета в Третьей империи" не традиционный эпический театр Брехта, как "Мамаша Кураж и ее дети" или "Добрый человек из Сезуана", - сказал режиссер. - Это чисто психологические сцены. В спектакле, как и в пьесе, нет знаменитых брехтовских зонгов".

Коручеков рассказал, что было непросто найти музыкальную тему к спектаклю. Вместе с композитором Григорием Гоберниковым им удалось решить эту задачу: в постановке используется третья часть Концерта для фортепиано с оркестром №1 Бетховена.

По мнению режиссера, в создании спектакля участвовала первоклассная команда: художники-постановщики Полина Лиферс и Александра Карпейкина, а также прекрасные актеры, с которыми было интересно работать. "Никакого особенного кастинга я не проводил, - сказал Коручеков, - Просто беседовал с артистами на предмет установления "группы крови", понимания темы пьесы и интереса к ней".

Он особо отметил работу Александра Семчева, которого зритель увидит не в привычном для него амплуа комедийного актера, а в очень сложной драматической роли, с которой артсит справился безупречно. Режиссер считает, что все актеры, включая учащихся 3-го курса Московского театрального колледжа Олега Табакова  Максима Сачкова и Павла Шевандо, которые впервые в этом спектакле вышли на сцену "Табакерки", играют замечательно.

РИА "Новости"