20.02.2013 | 10:54

В Москве открылась выставка "Христианские образы в шедеврах старых мастеров"

Святость, любовь, божественная красота и жертвенность – основные темы религиозных сюжетов. Проследить историю христианского искусства в работах мастеров эпохи Возрождения предлагает выставка, открывшаяся в Центре изящных искусств на Волхонке. Художественные произведения европейской живописи XV-XVII веков показывают варианты трактовки канонических форм в западноевропейском искусстве. Рассказывают «Новости культуры».

Мадонна с младенцем – центральный образ на этой выставке. От архаичного, благочестивого изображения Девы Марии на черном фоне до более эволюционного – нежно кормящего грудью Младенца Христа. Эпоха Возрождения привносит в Её черты эмоцию. У испанского мастера Луиса де Моралеса взгляд Пресвятой Девы явно исполнен глубокой печали. Он опущен на Христа, в руке у которого веретено и прялка в форме распятия. Это – символ грядущих страданий. О тех, кто пойдет за Ним и примет мученическую смерть – здесь рассказано в лучших традициях живописи Караваджо. На этих монументальных полотнах итальянцев Маттиа Прети и Паскуале Кьеза.

«Это интересное произведение «Мученичество святого Варфоломея», – отмечает генеральный директор Центра изящных искусств на Волхонке Алексей Волобаев. – Характерные черты «караваджийской» техники. Контраст света и тени. Источник света, падающий с одного края – точечный источник света. И мощнейшая экспрессия».

Экспрессия иного рода и техники – у голландцев. Питер Хёйс – самый точный подражатель Иеронима Босха. У него заимствовал такой гротеск. Но в «Искушениях святого Антония» фантастические образы монстров всё же не настолько страшны, как – комичны.

«Достаточно посмотреть на вот этого персонажа, сидящего на свинье, – показывает Алексей Волобаев. – Задняя часть свиньи представляет собой огромный горшок. Конечно, это связано не только со знаменитыми Босховскими образами, но и со знаменитыми нидерландскими пословицами».

Фольклор, школа живописи, традиции веры – могли несколько видоизменять религиозные полотна. Но неизменным и сакральным всегда оставалось одно. Почитание Богоматери, как идеального воплощения Материнства и Добра. Единственной, кто может молить Бога простить грехи всего человечества.

Новости культуры