16.11.2011 | 11:54

Танцевальные диалоги Дианы Вишневой

Для Дианы Вишневой профессионализм и вечный поиск – синонимы. Прима Мариинки не позволяет публике привыкнуть к своему образу. Новый образ будет показан на фестивале «Danceinversion-2011». Три одноактных балета, хореография Марты Грэм, Джона Ноймайера и потенциальных классиков, а пока лауреатов «Бенуа де ля Данс» – Пола Лайтфута и Соль Леон. Все вместе – как ретроспектива танца XX века. Московская премьера проекта «Диана Вишнева: Диалоги» состоится сегодня, на сцене Музыкального театра имени Станиславского. Рассказывают «Новости культуры».

Все на ходу – шоколад, чай, смски... Диана снова в Москве с новым проектом. На этот раз – «Диалоги». И снова она остается один на один с залом, но ей не привыкать: «Я всегда выходила один на один. Не имеет значения, есть кордебалет или нет, классический репертуар или современный. Прежде всего выходишь и показываешь мастерство или то, о чем думаешь».
К этой встрече балерина готова: три спектакля в Петербурге прошли на ура – зал битком. В Москве все билеты тоже проданы.

Три хореографа, три партнера, три новые работы – как это было в «Красоте в движении». Диана открывает мир Марты Грэм – основательницы американского модерна. Теперь двигается как настоящая «босоножка» – не вверх, к небу, а вниз к земле. Ее партнер Бен Шульц до сих пор удивлен решимостью примы Маринки танцевать по другим законам.
«Я чувствовал, что Диана готова мне доверять, – говорит солист труппы Марты Грэм Бен Шульц. – Есть много фрагментов, где она висит, не прислоняясь к партнеру, – на ноге, на руке, издали – в какой-то момент я сказал: «не бойся, я тебя удержу, я понимаю, где ты». С того момента она стала мне доверять, ушло ощущение, что она упадет. Теперь мы хорошо чувствуем тело другого».

Сам Бен впервые в России, танцует с классической балериной тоже впервые. Спектакль хоть и небольшой – 16 минут, но Диана репетирует его с лета. Это как заново учиться танцевать – не только тело работает по другим законам.
«Я ко второму отделению не успеваю отойти от такого накала, того, что переживаешь на сцене», – говорит балерина.

Андрей Меркурьев – партнер, проверенный Мариинкой. Спустя шесть лет они снова вместе. Пол Лайтфут поверил Диане на слово – она была уверена, что Меркурьев справиться с его ребусами. И все же обоим танцовщикам пришлось не сладко, и дело не только в технике танца. Чего только стоил один ковер: обычно танцовщики работают на линолеуме, но пришлось рисковать. «Мне нужно обойти два кругу вокруг Дианы, я никак не могу скоординироваться, потому что поскальзываюсь или еще что-то, - признает трудности Андрей Меркурьев. – Но, опять же, это очень хороший эксперимент, потому что включаются какие-то другие мышцы, включается другое внимание».

«Диалоги» – приношение Джона Ноймайера. 27-минутное па-де-де под музыку Шопена о сложностях любви сделано с нуля и с легкостью отдано Диане. Восьмичасовые репетиции. Стремительная история рождалась мгновенно. Диана Вишнева говорит о работе: «Безумно эмоциональный хореограф, безумно профессиональный, дающий зрителю мыслить».
Ноймайер поставил танец, а сюжет отдал на откуп балерине. Думали на пару с Тьяго Бординым – партнером Дианы. Звезда ноймайеровской труппы говорит, слов не было, диалоги рождались в танце.
«Диана – человек страстный, поэтому история получилась напряженной, - говорит солист Гамбургского балета Тьяго Бордин. – Конечно это об отношениях. Мы проживали в танце свой сюжет. Диана – особая балерина, я готовился к этой работе. Мы сделали все сами – диалоги принадлежат ей и мне».

Репетиции проходили в Нью-Йорке, Гамбурге, Гааге – на репетиционной базе хореографов. Такой интенсив двигал процессы с космической скоростью.
«Та интенсивность, с которой я все это осваивала, поражала людей, - говорит Диана Вишнева. – Мне говорили: «Диана, ты не расстраивайся, если у тебя что-то не получается. Вообще мы работаем над этим годами».

После Москвы «Диалоги» покажут в Нью-Йорке, в Сити-Центре. Проект есть в программе фестиваля «Мариинский». И уже подписана лицензия на репертуарный показ в Мариинском театре.