17.11.2011 | 09:14

"Энциклопедия русского балета", или пятая "Спящая красавица" от Юрия Григоровича

Одной из первых премьер Большого театра будет балет «Спящая красавица» в постановке Юрия Григоровича. И в этом выборе можно усмотреть некоторую параллель. Долгое время здание лучшей сцены страны в строительных лесах тоже было подобно красавице, спящей за непроходимым терновником. Вся страна наблюдала за ее пробуждением. Очередная картина после пробуждения готова к демонстрации, состоялась так называемая рояльная генеральная репетиция балета на сцене. Рассказывают «Новости культуры».

В Императорском фойе Большого театра яблоку не упасть. До премьеры – два дня, но градус ожидания такой – что пресса окружает всех, кто причастен постановке, плотной стеной. Прорвавшаяся на репетицию девочка не сводит глаз с принца Дезире.

Исполнитель этой роли - Дэвид Холлберг – произносит буквально иннаугурационную речь: «Для меня большая честь выйти на сцену Большого театра в этом спектакле, и я обязуюсь блюсти традиции».

Дэвид Холлберг поразил всех год назад в проекте «Короли танца», и вот – премьер Большого. На роль принца в «Спящей» избран самой принцессой.

«Юрием Григоровичем было предложено Светлане шесть кандидатов на ее руку, – рассказывает руководитель балетной труппы Большого театра Сергей Филин. – Именно Светлана должна была выбрать себе принца».

«Спящая красавица» – это балет, с которого Светлана Захарова начала когда-то свою сценическую карьеру. Партию принцессы Авроры знает наизусть. И хотя Юрий Григорович для этой постановки кое-какие сцены сократил, линии Авроры и Дезире это не коснулось. Дуэты принцессы и принца – неприкосновенны.

«У нас ничего не меняется в этой постановке, Юрий Николаевич оставил все, как было, – говорит Светлана Захарова. – Единственно, что для нас изменились – костюмы и декорации».

Костюмы и декорации – итальянская работа. Сценограф Эцио Фриджерио и его супруга, художник по костюмам Франка Скуарчапино, всегда работают вместе. «Спящую красавицу» в редакции Григоровича уже оформляли в театрах Генуи и Варшавы, но в Большом театре – размах иной.

«Вся сценография – в материалах и цветах Большого театра, в этом смысле границы между сценой и залом никакой: это дворцовый интерьер XVIII века», – считает Фриджерио.

За историческими декорациями – современная технологическая начинка, и сцена для артистов балетной труппы совершенно новая, незнакомая. Отсюда волнения.

«Когда начинается новая техника, всегда много новых проблем», – говорит Григорович.

Для Юрия Григоровича – это пятое обращение к балету «Спящая красавица», и третье – в Большом театре. Но, на самом деле, с этим балетом он прожил целую жизнь. Ребенком выходил в детских сценах, перетанцевал все партии – от мазурки до Голубой птицы, традицию перенимал по прямой линии – от ассистента самого Мариуса Петипа. И искренне считает: этот балет – энциклопедия классической хореографии. Здесь он будет каждую букву блюсти, и спать спокойно никому до премьеры не даст.

«Мы сегодня работаем с 10 без перерыва и будем работать всю ночь», – утверждает Григорович.

Имя Григоровича – гарантия качества, ценится на вес золота, привлекает меценатов.

Мы просто уверены, что маэстро Григорович – это такая величина в мире балета, и мы настолько уверены в этой постановке, что мне кажется вполне естественным, что мы выбираем ее, мы просто уверены в результате», – говорит советник президента-председателя правления банка ВТБ Александр Будберг.

Результата осталось ждать недолго. До начала сказки два дня.

Трансляцию спектакля «Спящая красавица» из Большого театра наш телеканал покажет в воскресенье в 21.40. А сегодня художественный руководитель балета Большого театра, народный артист России Сергей Филин станет гостем программы «Главная роль». Смотрите ее в 19.45 после вечернего выпуска новостей.