18.02.2013 | 09:51

"Сказки Гофмана" Мариинского театра на московской сцене

Настоящим композитором автор может стать, лишь написав оперу. Мнение спорное, но порой встречается и в наши дни. А в XIX веке это было аксиомой. Так что не стоит удивляться, что король оперетты Жак Оффенбах к концу жизни обратился к серьезному жанру. В итоге его «Сказки Гофмана» вошли в историю музыки как одна из самых красивых и изысканных французских опер. «Сказки» стали громкой премьерой Мариинского театра в прошлом сезоне. Теперь "Гофманиану" Оффенбаха увидели и москвичи – в рамках специальной программы Мариинского театра на фестивале «Золотая маска». Рассказывают «Новости культуры».

На единственной перед московской премьерой репетиции режиссер Василий Бархатов не покидает сцену на протяжении нескольких часов. С солистами все время в диалоге. Потом признается – ничего менять перед этим спектаклем не стал. Просто вместе с актерами готовился пережить этот стресс – выступление не на родной для них сцене. Перед интервью с интересом изучает программку. Ее выпустили специально для этих показов на фестивале. Говоря о номинациях, шутит: рассчитывали на все шесть.

«Я то номинируюсь, то не номинируюсь, в общем, я не сильно за этим слежу, правда, – признается Василий Бархатов. – Я просто понимаю, что когда-то это было, наверно, здорово – я получил “Золотую маску”, показал бы ее маме, потом соседям. А сейчас уже никто, наверно, и не оценит».

Оценить эти «Сказки Гофмана» жюри «Золотой маски» может сразу в трех номинациях. Лучший оперный спектакль, лучшая работа художника по свету – Александра Сиваева. И лучшая мужская роль. Ильдар Абдразаков на этот единственный в Москве спектакль специально прилетел из Мюнхена. Один из самых востребованных басов в мире, обладатель множества наград и титулов, на «Золотую маску» он номинирован впервые.

«Важна эта награда, это награда международного уровня, – считает солист Мариинского театра Ильдар Абдразаков. – Поэтому получить еще одну награду в своей же стране – это здорово, не все же получать награды где-то за границей».

Адбразаков в этой постановке – рекордсмен – исполняет сразу четыре партии. Как и задумывал Оффенбах, один солист поет сразу за всех злодеев.

Эти «Сказки» в Мариинском театре словно подарок для психоаналитика. Режиссер решил рассказать даже не о том, что происходило в жизни, а о том, что происходило в голове знаменитого Гофмана – игры его разума. В основе постановки Бархатова – как и в оригинале – рассказ о трех возлюбленных писателя, которых в реальности, может, и вообще не было. 

«Это один из самых изобретательных его спектаклей, – говорит критик Марина Давыдова. – Во всяком случае, вся это "Гофманиана", которая перенесена и соотнесена с какой-то виртуальной реальностью, это, может, и простой ход, но, повторяю, очень изобретательно сделан».

«Музыка так написана, что это на одном дыхании воспринимается, когда это хорошо исполняется, – отмечает народная артистка СССР, управляющая творческими коллективами оперной труппы Большого театра Маквала Касрашвили. – Я думаю, что остается такое впечатление, правда, что это так легко».

«Сказки Гофмана», часто ставящиеся, как череда эффектных, а порой и комических картинок в интерпретации Василия Бархатова превратились в трагедию одиночества. Оценит ли такую трактовку жюри «Золотой маски» станет известно уже в апреле.

Новости культуры

Все материалы темы XIX Фестиваль «Золотая Маска»>>>