17.11.2011 | 11:20

В Большой Екатерининский Дворец вернулась люстра Ипполита Монигетти

Царскосельские реставраторы завершили еще один небольшой, но важный этап воссоздания убранства Большого Екатерининского Дворца. Сюда вернулась уникальная люстра - украшение гостиной императрицы Марии Александровны, образчик декораторского искусства Ипполита Монигетти – главного архитектора Императорских царскосельских резиденций. Рассказывают «Новости культуры».

Это не первый переезд для люстры из Лионского зала, но впервые драгоценный светильник перевозят так аккуратно. Медальоны, подсвечники и позолоченные цветочные гирлянды реставраторы укладывают лично. Сами проверяют коробки и несут их в грузовик. В пути, кстати, тоже будут следить за деталями именно они.

Люстра – блокадница. В подвалах Исаакиевского собора провела все 900 дней. Решение об эвакуации работы Монигетти, как одной из самых уникальных, приняли - уже на второй день войны. Причем, демонтировали подсвечник весом в семьсот килограммов, женщины. Те из музейных работников, кого не призвали на фронт.

«По тому, как были изогнуты бронзовые детали подсвечников, мы поняли, что, когда люстра находилась в верхнем положении, ее обвязали канатом по периметру – как на удавку», – говорит реставратор Олег Мурашов.

В результате все, без исключения, подсвечники были деформированы, а некоторые и вовсе сломаны. Их реставрировали больше полугода сразу десять специалистов – литейщики, позолотчики, ювелиры… Проделали колоссальную работу. Восстановили не только каркас, но и декор. Минерал лазурит – любимый камень заказчицы, императрицы Марии Александровны.

«Сегодня мы сделали полную практически переборку лазурита, поскольку материал, на который был поставлен лазурит – это лазуритовые пластинки – пришел в соответствии со временем в негодность», – говорит художник-реставратор высшей категории Борис Игдалов

Специально для монтажа люстры-исполина укрепили перекрытия и установили подъемный механизм. До конца позапрошлого века такая машина опускала светильник для замены свечей, их ровно 84. Потом огонь сменили лампы накаливания. Во время последней реставрации, как и при Николае Втором, оплетку проводов выполнили под золото. Главная задача теперь, когда люстра заняла свое почетное место, вернуть прежние интерьеры. В фондах сохранились виды исторического Лионского зала.

Первым место в зале займет мебельный гарнитур императрицы. Сохранили 25 предметов, инкрустированных камнем.