17.11.2011 | 12:34

Выставка "Школа Палеха"

Узорчатость письма, многообразие элементов композиции и сказочные сюжеты – узнаваемые черты палехской живописи. Этому удивительному искусству посвящена выставка «Школа Палеха». Она открылась в московском Музее декоративно-прикладного и народного искусства. В экспозиции - уникальные работы, выполненные мастерами, которые стояли у истоков традиционной русской лаковой миниатюрной живописи. Рассказывают «Новости культуры».  

Палехская икона была известна с древности. После революции и запрета заниматься иконописью многие живописцы в Палехе остались неудел. Именно тогда выдающийся художник Иван Голиков собрал лучших палехских мастеров, чтобы писать лаковые миниатюры. Так родилось новое удивительное искусство, которое сразу стало знаменито на весь мир.

«Первая выставка в Венеции в 24 году и в Париже в 25 году вызвала сенсацию. Их поразило, что где-то в глубинке создано искусство высочайшего мирового уровня. Итальянцы предлагают палешанам открыть школу лаковой миниатюры», - рассказывает куратор выставки Людмила Пирогова.

Именно тогда Голиков создает в Палехе художественную декоративную артель, куда сначала вошли семь художников. Среди них - Баканов, Дыдыкин, Катухины и Зубковы. Они сумели переложить на язык миниатюры богатый опыт древнерусской живописи. Первая лаковая миниатюра, выполненная в этом уникальном стиле, – «Адам в Раю» написана Голиковым.

«И здесь изображен - спиной к нам стоит - Адам . И, главное, как он воспринимает подаренным всевышнем этот чудный мир… Тончайшее письмо золотом, он пишет двумя оттенками золота: желтым и зеленым, И это дает возможность передать нюансы: красоты листвы, выглядывающих животных среди этого пейзажа», - объясняет Людмила Пирогова.

Человеческая природа и восхищение всеми проявлениями жизни станет главной темой палехского искусства. Золото здесь не только ключевой элемент сложной и многослойной техники письма, но и часть художественного мировоззрения. Это символ благодати, света и истины. Четкая и безупречная композиция палехской миниатюры унаследована от иконописи. А сюжет всегда пронизан поэтикой и сказочно-фольклорными мотивами. Мастера расписывали самые разные предметы – шкатулки, тарелки, пудреницы, очечники. Этот письменный набор был подарен Максиму Горькому. Он не переставал восторгаться палехским искусством. Свой индивидуальный подход мастера Палеха сумели сохранить и в советское время.

«Это позволяет нам осмыслить искусство советского периода, которое очень часто выражается только одной формулой – «соцреализм», совершенно по-другому», - полагает искусствовед, заслуженный работник культуры России.

Сегодня палехское художественное училище ежегодно выпускает десятки мастеров лаковой миниатюры. Но тех, кто искусно владеет этой школой письма, - единицы.