15.02.2013 | 19:31

История буддизма в шести выставочных залах Эрмитажа

Искусство, созданное на путях пересечения древних цивилизаций. В Эрмитаже после шестилетнего перерыва вновь распахнулись двери залов, посвященных культуре Центральной Азии. Обновленная экспозиция включает около тысячи артефактов из Тибета, Монголии и Китая. Это предметы быта и религиозного культа, драгоценные украшения, ковры и воинские доспехи. Из Петербурга репортаж "Новостей культуры".

И не понять, кто кому проводит экскурсию: то ли Михаил Пиотровский настоятелю дацана, то ли Буда Бадмаев директору Эрмитажа. Сразу и не разберешь, о чем говорят: то ли об особенностях чеканки и инкрустации уникальных экспонатов, то ли об их религиозной ценности. 

"Вы видите, как много различных образов, техник много можно видеть, даже разные руки отдельных мастеров. Если человек – искусствовед, он сразу может заметить. Буддисткое искусство имеет за собой огромную большую историю", – говорит настоятель петербургского буддистского храма (дацана) Буда Бадмаев.

Тысячи экспонатов. Все они материальные свидетельства древних культур: и исчезнувших – гуннов, и ныне существующих – к примеру, турфанцев. Здесь представлены остатки росписи храма в Восточном Туркестане, сейчас это один из центральных районов Китая. Эти рисунки когда-то снимали вместе с кусками монастырской штукатурки – исследователи датируют фрагменты VI веком нашей эры. В соседней витрине одна из самых древних статуэток Будды на территории России. Но музейные работники с сожалением замечают: все самое интересное, как всегда, осталось "за кадром". Две трети экспонатов хранятся в запасниках музея. 

"Здесь мы выставили только самые крупные вещи. Ткани вот у нас в витрине с выдвижными ящиками – это новое решение, чтобы ткани не выгорали. Им все же две тысячи лет, очень боимся за их сохранность. Была проделана большая работа реставраторами", – поясняет старший научный сотрудник отдела Востока Юлия Елихина.

Он долго ждал открытия этих залов. Наконец-то можно вживую показать студентам первый памятник монгольского письма. Рядом с потертым Чингисовым камнем, где и рассмотреть-то что-то сложно, у Владимира Успенского, заведующего кафедрой монголоведения СПбГУ, горят глаза. 

"Ну как глазам не гореть, разве у вас не горят? Чингисхан, как говорится, санкционировал, и Чингисхан лично видел. Вот как мы с вами стоим, он, скорее всего, тоже стоял и смотрел. Хотя он был неграмотный, писать не умел и вряд ли мог читать. Хотя имя Чингис – вот оно выбито", – замечает он.

Хранители уверены: эти залы могут составить конкуренцию любому музею мира. Если и не обширностью коллекции, то редкостью представленных экспонатов – точно. 

Здесь, в центре зала "Культура и искусство Тибета", представлена редчайшая для западного мира мандала – скульптурная. Обычно такие символические картины мира изображали на холстах, делали из песка или плели из шерсти. Скульптуры же выставляли в исключительных случаях, и таких мандал в мире единицы.

В Эрмитаже открытию этих залов придают и прикладное значние. В них будут "растить" кадры. На экскурсии-лекции уже в бижайшие дни начнут собираться историки, специалисты по Центральной Азии, лингвисты, искусствоведы. 

"Во-первых, учить тому, что такое центральная Азия, и что такое наша коллекция. Ну и потом, я думаю, мы будем оставлять себе тех студентов, каких нам нужно, потому что вчера мы ходили и говорили, какие специалисты, с какими языками нам нужны в связи с этой экспозицией и этой коллекцией", – говорит директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.

А работы, говорят специалисты, среди этих экспонатов достаточно – как минимум, еще надо расшифровать руническую надпись на голове тюрка. Эта скульптура хоть и представлена в постоянной экспозиции, но до сих пор остается загадкой для ученых.

Новости культуры