15.02.2013 | 10:52

Туфан Имамутдинов поставил спектакль по пьесе Теннесси Уильямса "Стеклянный зверинец"

Сцена Театра Наций сегодня превратится в «Стеклянный зверинец». Молодой режиссёр Туфан Имамутдинов представит пьесу «американского Чехова» - так часто называют драматурга Теннесси Уильямса. Насыщенная метафорами история вне времени и реальности принесла автору громкий успех. Взаимоотношения между людьми по-прежнему остаются самым популярным сюжетом. Чтобы тонко и ярко воплотить на сцене характеры героев Уильямса, режиссер собрал сильную и разноплановую актерскую команду. Рассказывают «Новости культуры».

Впервые на сцене Театра Наций звезда «Современника» для партнёров по спектаклю одновременно и коллега, и мастер – Марина Неёлова здесь та самая «маленькая женщина огромной, но беспорядочной жизненной силы», Аманда.     

«Она очень далека от меня, – признается Марина Неелова. – И чем дальше персонаж, тем интереснее к нему приближаться, мне так кажется. Тем любопытнее вступать в эту новую какую-то воду. Потому что вначале ты представляешь, потом ты рисуешь некий абрис, потом ты пытаешься закрасить это каким-то цветом, потом приближаешься».

Приближаясь, эти два мира неизбежно отдаляются друг от друга. Вечный конфликт отцов и детей здесь предстаёт как столкновение устоявшихся принципов – их олицетворят мать семейства Аманда Уингфилд. И поиска. Себя в этом мире ищёт её сын – поэт и мечтатель Том. Их арбитр, любовь и своего рода крест – застенчивая, хрупкая, словно её стеклянная коллекция зверей, влюблённая и отвергнутая – Лаура. На взаимоотношения и их остроту основной упор.

«Упор ещё был на поэзию, – рассказывает Туфан Имамутдинов. – Поэзию Джима Моррисона, потому что это тот человек, который не отвечает никаким стандартам. Но при этом можно ли говорить, что поэзию кто-то понимает сейчас. Вот я столкнулся именно с этой проблемой. То есть, что возникает такой вопрос, а нужна ли вообще поэзия вот в этом спектакле? Так же этот вопрос можно задать, а нужна ли поэзия вообще, т.е. её сейчас практически никто не читает».

Своего поэта – без готовых ответов и шаблонного восприятия мира – Имамутдинов искал долго. Подбор актёров оказался самым сложным процессом при подготовке спектакля. Выбор остановил на Евгении Ткачуке, уже не раз блеставшем на этой сцене.

«Мне бы очень хотелось, чтобы весь мир жил в поэзии, – говорит Евгений Ткачук. – Но мне кажется, что это невозможно, потому что будет хаос, а может и наоборот, кто знает? Давайте попробуем».

Эта реальность предстаёт перед зрителем в виде заброшенного двухэтажного мира, в спектакле не привязанного к определённому городу – у Теннесси Уимльямса это американский Сент-Луис. На сцене минимум предметов. Особое внимание, как отмечал сам автор – освещению.

«Есть такой кадр здесь, когда этот заброшенный двухэтажный в моём исполнении мир, превращается в такой яркий светящийся предмет, – рассказывает художник Елена Степанова. – И очень важная тема, которую мы ещё собираем – это тема калейдоскопа».

Вдруг появляющиеся на сцене сочетание красок, словно от осколков цветного стекла, ещё больше размывает реальность. Умножает расставленные акценты. А та самая коллекция – стеклянный зверинец, здесь не фигурки в шкафу – персонаж спектакля. Со зрителем он говорит образами.

Новости культуры