01.01.2013 | 00:00

Премьера сезона «Большой балет» (Планета красота)

«Большой Балет» — беспрецедентный проект телеканала «Россия К» и главное событие нового телевизионного сезона. Это первый в истории отечественного телевидения балетный конкурс молодых исполнителей, участниками которого стали дуэты из шести ведущих российских театров: Анна Тихомирова и Артём Овчаренко (Большой театр России), Ольга Смирнова и Владислав Лантратов (Большой театр России), Кристина Шапран и Сергей Полунин (Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко), Андрей Ермаков (Мариинский театр) и Виктория Терёшкина (специальный гость проекта), Лариса Люшина и Андрей Сорокин (Екатеринбургский театр оперы и балета), Александр Таранов и Ксения Барбашёва (Пермский театр оперы и балета им. П.И. Чайковского), Кристина Андреева и Олег Ивенко (Татарский театр оперы и балета им. М. Джалиля).

Ведущие проекта — Алла Сигалова и Святослав Бэлза.

Главная цель — открыть широкому зрителю новых звёзд в балетном искусстве, дать возможность молодым артистам проявить себя, продемонстрировав не только безупречную технику, но и драматический талант, представить богатое наследие классического балета и лучшие образцы современной хореографии. В течение двух месяцев участники «Большого Балета» соревновались за Гран-при («Лучший дуэт»), номинации «Лучшая балерина» и «Лучший танцовщик», а также за приз зрительских симпатий по результатам sms-голосования.

В подготовке молодых танцовщиков приняли участие лучшие хореографы мира: Дэвид Доусон (Великобритания), Акрам Хан (Великобритания), Иорма Эло (США), Раду Поклитару (Украина), Алла Сигалова (Россия), Иван Перез (Нидерланды), Эмиль Фаски (Германия), Фернандо Эрнандо Магадан (Нидерланды), Вячеслав Самодуров (Россия), Алексей Мирошниченко (Россия).

Оценивало выступления артистов высокопрофессиональное жюри, в составе которого звёзды мирового балета — художественный руководитель балетной труппы Флорентийского театра Maggio Danza Владимир Деревянко, репетитор балетной труппы «Bejart Ballet Lausanne* Азарий Плисецкий. Председательствовала прима-балерина Мариинского театра Диана Вишнёва. В каждой программе к маститому жюри присоединялись приглашённые гости, оценивающие музыкальность и актёрское мастерство исполнителей: директор Латвийской Национальной Оперы Андрейс Жагарс; актёр и режиссёр Константин Райкин, интендант объединённой труппы Государственного балета Берлина Владимир Малахов, художественный руководитель балетной труппы Михайловского театра Начо Дуато, режиссёр Роман Виктюк, выдающаяся российская балерина Алла Осипенко, знаменитая оперная певица Мария Гулегина и другие.

Телезрители увидели не только «парадный фасад» балетного искусства, но и подготовку артистов балета к проекту, а также интервью с педагогами-репетиторами и хореографам и постановщиками. Настоящим мэтрам предстояло сделать непростой выбор, потому что все пары демонстрировали без¬упречную технику и драматический талант.

В результате Гран-при («Луч¬ший дуэт») получили сразу две пары — Анна Тихомирова, Артём Овчаренко (Большой театр России) и Ксения Барбашёва, Александр Таранов (Пермский театр оперы и балета им. П.И. Чайковского). «Лучшей балериной» стала Ольга Смирнова (Большой театр России), а «Лучшим танцовщиком» — Сергей Полунин (Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко). Приз зрительских симпатий получила Кристина Шапран (Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко).

«Я могу поздравить телеканал «Культура», что они сделали проект по такому серьёзному жанру, — сказал директор Латвийской Национальной оперы Андрейс Жагарс. — Это подарок жанру и подарок для зрителя...»

Мнение нашего критика

Главным достоинством проекта «Большой Балет» является то, что телезрители смогли увидеть интересные выступления солистов не только Большого и Мариинского театров, но балетных театров Екатеринбурга, Перми и Казани. Звёзд этот проект не открывал, но выступавшим звёздам устроил грандиозную PR-акцию.

Для артистов, особенно нестоличных театров, возможность «засветиться» на всероссийском экране — редкая удача. О внимании к регионам у нас любят поговорить с экранов ТВ руководители всех уровней, но узнать о театральной жизни этих самых регионов можно только из выпусков теленовостей, а увидеть целый балетный спектакль театров Перми, Новосибирска, Красноярска — такого я вообще не припомню.

Правда, москвичи имеют возможность изредка видеть некоторые балетные спектакли региональных театров на столичных сценах, но москвичи — это еще не вся Россия.

Теперь о самом проекте «Большой Балет».

Думаю, не стоит развлекательное шоу превращать в нудное заседание учительского педсовета с традиционными нотациями и мини показами отдельных элементов, что важно и нужно, но в репетиционных залах театров, а не на публике. Это не переводной экзамен и не профессиональный конкурс. Перед нами не учащиеся младших классов хореографических училищ, а звёзды балета. Задавать артистам, только что исполнившим труднейший номер и еще не совсем восстановившим дыхание, банальные вопросы, а тем более распекать их как, школяров, по меньшей мере, нетактично. А употребление балетной терминологии делает разговор для большинства зрителей просто непонятным. Кто, кроме посвященных, знает, что такое, например, pas de basque или pas de bourree и чем отличается прыжок jete passe от jete re п verse?

He уверен, что следует показывать и все «муки творчества» репетиционного периода артистов. Достаточно общих планов после выступления, чтобы вспомнить крылатую фразу Фаины Раневской о том, что «балет — это каторга в цветах».

И еще я — за неприкосновенность личной жизни артистов, пусть они остаются для нас, зрителей, «небожителями», не такими, как все. У театра и его жрецов должны быть тайны, легенды, мифы... А уж если ТВ так необходимо показать звёзд вне театра, то пусть это будет парк, музей, стадион, старинные городские кварталы, а не кухня или рынок.

В следующем выпуске «Большого Балета» следует, на мой взгляд, свести к минимуму разговоры, отдав сэкономленное время выступлению артистов, что и стало самым важным, самым ценным в этом проекте. И посвятить его — молодым, но уже успешно заявившим о себе хореографам.

Чтобы сохранить интригу и для поддержания духа соревновательности, можно и баллы выставлять, но по какой-то иной системе. Например, члены жюри сразу оценивают участников, а зрители «голосуют» sms-сообщениями всю неделю. Их оценки сообщаются перед началом каждого следующего дня битвы за приз.

Шоу должно продолжаться, поэтому будем ждать новых встреч с талантливой балетной молодежью России.

Валерий Модестов
«Планета красота», №1-2 2013