22.10.2012 | 09:55

В Музее имени Щусева выставлены… руины

Слово «руины» не обязательно должно рождать чувство безнадежного отчаяния и предчувствие бесславного финала. Для архитекторов руина – это объект возможной реконструкции и реставрации. Допустим для них и менее стандартный подход – можно попытаться закрепить погибающее сооружение именно в его руинированном виде. Подобный пример демонстрируется на выставке, где главным объектом стал полуразрушенный флигель усадьбы Талызиных. 19 октября эту часть экспозиционного пространства столичного Музея архитектуры имени Щусева внимательно рассмотрели «Новости культуры».

Экспозиция начинается прямо с порога. Посетитель буквально сразу попадает в руины. Обветшалые стены, ступени, перила. Отсутствие окон и полов. Флигель «Руина» предстает не только как памятник архитектуры, но и как самостоятельный выставочный обьект.

Первый этаж - самая ранняя часть флигеля. В XVIII веке здесь располагалась конюшня. Остальные два этажа были надстроены позже. После Великой Отечественной войны усадьбу передали Музею архитектуры имени Щусева. Флигель не реставрировался почти полвека. За это время пришел в полное запустение. «Выставка для нас важна и интересна, потому что Наринэ Тютчева и ее Бюро «Рождественка» на примере нашей руины показывают, что можно делать с такого рода памятниками, причем, сохраняя их и уважительно относясь, с применением средств не капитальных - света, звука», - объясняет директор Музея архитектуры имени А.В. Щусева.

Пространство флигеля само подсказало архитекторам тему экспозиции. «Сегодня в России, по данным краеведов, насчитывается порядка десятка тысяч руинированных объектов культурного наследия. Уже сегодня необходимо выработать какое-то отношение, в том числе и профессиональное, к этой проблеме», - убеждена архитектор Наринэ Тютчева.

Готовясь к экспозиции, освободили от лишних наслоений центральную часть зала. Сразу появилась возможность увидеть ранее скрытые части здания.

«Также мы акцентируем внимание на сводах цилиндрических. Это совершенно прекрасный пример строительного искусства, которое на сегодняшний день практически утрачено, кроме всего прочего, шанс увидеть открытый сверху свод практически равен нулю», - говорит Наринэ Тютчева.

Вторая часть выставки посвящена альтернативным проектам. Четыре макета - четыре варианта «оживления» данного пространства. Один из них - «Камера – обскура». Темное пространство флигеля работает по тому же принципу, что и прототип фотоаппарата.

«На каждую деталь направлен визуальный луч, который оформлен проемом в виде какой-то буквы. Когда посетитель пройдет по всем этим зафиксированным темным комнатам, то в результате у него сложится слово «память»», - рассказывает Ниринэ Тютчева.

Архитекторы на этой выставке убеждают зрителя, что руины – это не просто разрушенные памятники истории, требующие восстановления. Это самоценные объекты, которые можно вписать в современное городское пространство и попытаться обжить их.