13.02.2013 | 10:12

Печать. 13 февраля 2013

Берлинский кинофестиваль прошёл большую часть пути. В основном конкурсе уже была показана картина Бориса Хлебникова «Долгая счастливая жизнь», в которой западные критики увидели отзвуки Достоевского и даже Анны Карениной, пишет «Российская газета». А в программе «Форум» состоялась премьера фильма Светланы БАсковой «За Маркса…». Газета «Труд» констатирует, сюжет картины весьма неожиданный в нашем обществе потребления и развлечения. Однако его протестную силу переоценить невозможно. Подробности на страницах изданий. Другие темы печатных СМИ – в обзоре «Новостей культуры».

***
Что могут сказать о фильме фрагменты в одну или три минуты? Например, пара рабочих моментов со съёмок комедии «Проданный аппетит» 1927 года. Плюс мультипликационная заставка. Да, но на репетициях-то режиссёр Николай Охлопков. И ни одного из трёх фильмов его не сохранилось. А сценаристами, между прочим, были Николай Эрдман и Анатолий Мариенгоф. Хотя бы поэтому эти крохотки не простые, а золотые, пишет «Литературная газета» в материале, посвященном прошедшему в Белых Столбах 17-му фестивалю архивного кино. Легко сказать, продолжает издание, что архив – наглядное опровержение трюизма, что у нас нет прошлого и будущего, есть только настоящее. «Архив и свидетельствует о былом. А значит, задаёт вопросы о его смысле. Иначе говоря, фестиваль в Белых Столбах снова и снова задаёт вопрос: что такое история, что от неё остаётся, когда опадает за ветхостью золочёная рама очередной идеологии. Это вопрос не академический – экзистенциальный», – утверждает «Литературка».

***
Как отмечает «КоммерсантЪ», в залах Музея современного искусства, где проходит выставка скульптора Александра Рукавишникова «Сечение», ощущаешь неловкость. Обычно Рукавишников скрывает присущую ему изобретательность и знакомство с годными образцами из истории искусства. Известный ваятель идолов постсоветской России – святых, царей, деятелей культуры – охотно демонстрирует на выставке клубок здоровых и простых страстей. «Мощь задает новый смысл названию выставки. Это не про Витрувия с его схемой идеального человека. Это про скульптуру "Мясное животноводство"… Автор памятника Достоевскому в Москве и Дрездене не скрывает своих пристрастий. В свете предъявленного нам языческого преклонения перед женским началом памятники Рукавишникова осмысляются по-другому» - так на примере одной из работ скульптора объясняет рецензент издания его художественный метод.

***
Не секрет, что столичные театральные режиссеры не особо жалуют драматургию Максима Горького. То ли дело в Швейцарии. «Kinder der Sonne» - так на немецком звучит название пьесы Горького, идущей в эти дни в Цюрихе в постановке Даниэлы Лоффнер и переводе Ульрике Земме. Отметив достоинства постановки, русскоязычная «Наша газета» пишет о самой пьесе: «Горький рассуждает в ней и с самим собой и выводит на первый план идеи русской интеллигенции, сгущая и доводя конфликтное противостояние в пьесе до трагического абсурда».

Новости культуры