13.02.2013 | 09:57

Новый выставочный проект в Новом Манеже посвящён истории отечественной живописной вывески

Искусство успешной торговли начинается с вывески. Такой вывод невозможно не сделать, осматривая выставку «Всё на продажу!», которая открылась в столичном Новом Манеже. Сегодня на повышение продаж работают передовые технологии, новейшие достижения науки. А начиналось всё с простых пиктограмм, символических изображений, однозначных как «да» и «нет». Со временем приёмы воздействия на потенциальных клиентов усложнялись. Историю наружной рекламы в России с конца 19-го века демонстрируют три сотни экспонатов – эскизы, живопись, графика и собственно оригинальные вывески. Рассказывают «Новости культуры».

Чтобы обыграть идею торгово-рыночных отношений, всех смотрительниц на выставки нарядили в костюмы продавщиц со значками «Отличник советской торговли».

 «Необходимая принадлежность общения продавца и покупателя» – вывеска. Образ российской вывески, по словам поэта Давида Бурлюка, определила «наша круглая народная безграмотность». Пешеход – грамотный или нет – всегда должен был понять, что здесь изготовляют или продают. История самобытных и оригинальных отечественных вывесок начинается с цеховых знамён. Об уважении к своему братству говорят знамёна шляпно-шапочного и кузнечного цеха, квасных мастеров и булочников.

«Это не просто отдельные ремесленники, которые сидят и занимаются своим делом, – поясняет куратор выставки, арт-директор музейно-выставочного объединения «Манеж» Марина Лошак. – Это объединение людей, которые понимают мессианство своей задачи. Их вклад весом. Тот тончайший шелк и та живопись маслом и золотом говорит о том уважении, которое испытывают люди по отношению к собственному труду и общества по отношению к ним».

Какие вкусы были у этого общества? Что за продукты были для них важны? Чем и как пытались зацепить покупателя магазины, лавочки и мастерские? Обо всём этом организаторы выставки рассказали аппетитно. Помимо гигантских перчаток и кованых сумок, на углах домов развешивали такие золоченые кренделя, деревянные гроздья винограда и изображения сочных розовых сосисок.

«Хозяин того или иного магазина давал то, что мы называем техническим заданием, – рассказывает Марина Лошак. – Это он находил художника и говорил ему, что окорок должен быть такого размера хорошо виден и чтобы мясо было немножечко с жиром, чтоб было видно, что оно не постное, что оно хорошего качества».

Самый яркий «вывесочник» начала ХХ века – Нико Пиросмани. Тифлисские кварталы тогда украшали сотни таких жестяных вывесок. Их отличали своя цветовая гамма и стиль.

«Русские вывески такие лубочные, яркие, –говорит координатор выставуи Наталья Папанова. – Более яркие краски, да? А здесь приглушенный колорит, восточный».

Другая эстетика – у уличных вывесок советской эпохи. Они просты, конструктивны и акцент сделан на тексте и его шрифте. Каноны диктует государственная монополия. Художники и поэты - главные агитаторы и творцы политических призывов и коммерческих предложений. Такие массовые газо-световые вывески 80-х годов – большая редкость сегодня. К ним тогда не очень бережно относились. Организаторы выставки искали их на улицах города.

«Нам удалось найти некоторые из них и своими силами демонтировать, – рассказывает Наталья Папанова. – Как настоящие музейные работники».

Теперь они не забытые устаревшие объекты на фасадах, а музейные экспонаты. Здесь рассказывают о своих заведениях: «Культтовары», «Овощи – Фрукты», «Ателье», «Булочная».

Новости культуры