12.02.2013 | 11:16

Крейсер "Аврора" отправляется на ремонт

Одному из главных символов Октябрьской революции – крейсеру «Авроре» предстоит новый поход. На этот раз – в ремонтный док. Таково решение Министерства обороны. Ожидается, что в августе «Аврору» отправят на «Северные верфи», чтобы восстановить основные функции корабля. По оценкам специалистов, вторая жизнь обновленного крейсера начнётся ровно через 100 лет после того, как выстрел этого корабля вошел в историю – в 2017-м году. Действительно ли «Аврора» сможет вновь пройти по невскому фарватеру – выясняли корреспонденты «Новостей культуры».

Символ Октября, участник четырех войн, памятник отечественного судостроения. Именно из-за жесткой привязки к теме революции с распадом Союза крейсер мог превратиться в корабль-призрак. Спасла реконструкция 1987 года. Работы, начавшиеся в середине 80-х, включили замену прогнившей подводной части крейсера. Низ клепаного корпуса был срезан как старая подошва, новый стальной повторил очертания исторического корабля.

В середине 80-х в проекте реконструкции «Авроры» в общей сложности приняли участие около 50 промышленных предприятий Ленинграда. Многие операции выполнялись бесплатно, в выходные дни. Речь шла о крейсере Революции и подготовке к празднованию 70-летия Октября. Сегодня жать на идеологическую педаль бессмысленно, без серьезной финансовой программы спасение «Авроры» останется проблемой самого крейсера и его несуществующей команды.

В кругу технических проблем «Авроры» состояние донной арматуры, систем пожаротушения и кабельных трасс обеспечивающих жизнедеятельность крейсера. Максимальный межремонтный срок истек, закрыть тему за счет мелкого ремонта не получится.

«Сейчас уже такая степень износа, что “Аврора” требует ремонта в заводских условиях и прежде всего постановки в док», – говорит ведущий конструктор проекта восстановления крейсера «Аврора» 1984-87 гг Сергей Овсянников.

Ремонт надо было начинать еще пять лет назад, но как раз эта пятилетка стала временем обесценивания одного из главных городских символов. 7 февраля стало известно о содержании доклада по «Авроре», подготовленном заместителем министра обороны Юрием Борисовым.

На первоочередные работы по восстановлению непотопляемости корабля министерство намерено потратить 400 миллионов рублей. На втором двухгодичном этапе на крейсер планируют установить новейшие средства связи и дизель-электрический двигатель. Похоже корабль-памятник хотят отправить в море, называется и сумма расходов на этот проект – семь миллиардов рублей. Инженеры готовы оживить «Аврору», внешний облик ветерана флота при этом изменится незначительно: появятся спасательные плотики, навигационное оборудование и как следствие – антенны, существенно преобразится ходовая рубка.

«Вот это все повлияет на внешний вид, и это будет уже другой корабль», – отмечает Сергей Овсянников.

«Я сомневаюсь что это возможно, – говорит директор Российского Государственного архива ВМФ Сергей Чернявский. – А для чего, собственно говоря? Корабли-то сейчас кардинально отличаются от “Авроры”».

Походные планы отвлекают от реальных проблем «Авроры». По мнению Игоря Курдина отсутствие подготовленного экипажа угрожает состоянию корабля.

«Но “Аврора” – это не дом, и управлять им какой-то управдом не может, – убежден председатель Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников Игорь Курдин. – Все системы могут сработать, а могут и не сработать, они уже в таком состоянии».

Логичный путь помощи «Авроре» заключается в подготовке корабля к постановке в док, как следует из министерского доклада – есть и другой, более масштабный вариант: 7 миллиардов и большое авроровское путешествие.

Новости культуры