21.11.2011 | 19:33

Одиннадцать шедевров Караваджо покажут в Москве

Выставку Микеланджело Меризи да Караваджо, которая откроется 26 ноября в Музее изобразительных искусств имени Пушкина, уже называют «культурным шоком». Во-первых, работ, что называется первого ряда, в экспозиции много – одиннадцать. Во-вторых, это первая возможность поговорить на примерах полотен, а не репродукций, о художнике, которого называют революционером барокко. Рассказывают «Новости культуры».

Эта выставка обещает стать грандиозным событием в мире изобразительного искусства. Одиннадцать полотен, написанных Караваджо в разные периоды, крайне редко покидают места хранения. Для России было сделано исключение.

Даже в Италии увидеть шедевры Караваджо в одном месте – большое событие. На прошлогодней выставке в Риме, устроенной в год 400-летия со дня смерти Микеланджело да Караваджо, были представлены 24 картины итальянского мастера барокко. Эта экспозиция стала единственной в мире, на которой было столько работ Караваджо. Другие музеи, как правило, включали в экспозиции работы его учеников и последователей. Так что выставка картин мастера из собраний Италии и Ватикана, которая откроется на этой неделе в Пушкинском музее, станет самой крупной персональной экспозицией за пределами Италии.

«Такая выставка музеем была получена ценой продолжительных, очень упорных и сложных переговоров. За каждую вещь надо было бороться, специально отстаивать», – рассказывает куратор выставки Виктория Маркова.

Картины перевозили в трех герметичных контейнерах, которые помещали один в другой. В них поддерживали оптимальные давление, влажность и температуру. Полотна были обложены ватой, чтобы защитить шедевры от повреждений. За монтажом экспозиции следят представители из Италии. В числе картин, которые покажут на этой выставке, есть и те, что принадлежат церкви.

Работа «Бичевание Христа» была написана для алтаря семейной капеллы в церкви Сан-Доменико в Неаполе. Уже заняла свое место на этой выставке последняя «роковая» работа Караваджо «Мученичество святой Урсулы». Полотну не повезло: до наших дней оно дошло в плохом состоянии. Когда заказчик получил эту работу, он выставил ее на солнце, чтобы ускорить процесс высыхания лака, отчего картина начала течь. Тут же понадобилась реставрация. Спустя почти четыреста лет картину вновь отреставрировали, и снова с грубыми нарушениями, отчего резкие контрасты между светом и тенью усугубились.

«Эта картина, как капля воды, отражает события самого последнего периода в жизни художника. И мало того, что сюжет он решает сквозь призму своих собственных перипетий и переживаний, но и сама картина после тоже переживает какие- то перипетии», – продолжает Виктория Маркова.

Гений и реформатор, он осмелился на реалистическое изображение жизни. Караваджо не признавал других учителей, кроме натуры, полностью отверг идеальные образы Ренессанса, стал настоящим пророком в живописи. Грешник и бунтарь, он как никто другой принимал и отражал в своих работах идеи христианства. Впервые в России в таком масштабе будет представлен гений Караваджо. Одиннадцать признанных шедевров – свидетельство революции, которую он совершил.

Читайте также:
Выставка работ Караваджо в Музее имени Пушкина

Картины Караваджо "Ужин в Эммаусе" и "Положение во гроб" покажут в ГМИИ