19.02.2013 | 12:08

Календарь. 19 февраля 2013 года

В этот день, 19 февраля 1878 года, археолог Эжен Тулуз, трудившийся над раскопками римского некрополя на парижской улице Пьер-Николь, обнаружил саркофаг грубой работы I или II века. Вскрыв его, он увидел останки ребенка не старше полугода. Рядом с телом лежала изящная бутылочка.
«Головка младенца, - записал археолог, - была частично покрыта толстым слоем засохшей цементообразной грязи. Каково же было наше удивление, когда, подняв цемент, мы обнаружили, что он превратился в своеобразную посмертную маску, сохранившую лицо ребенка, жившего восемнадцать веков назад, самый древний лик парижанина, известный нам».
Париж 1878

Полная реконструкция большей части Парижа во время Второй империи дала много археологический открытий. В 1869, прокладывая улицу в рабочем квартале 5-го округа, бригада строителей наткнулась на древние развалины.
Это оказались так называемые арены Лютеции – амфитеатр, построенный около 200 года. Один из самых больших на территории Франции, он был рассчитан на пятнадцать тысяч зрителей, что вдвое превышало население города того времени. На аренах происходили бои животных, гладиаторские поединки и водные состязания.
Барон Осман и его приверженцы строили новый Париж, варварски пренебрегая прошлым. В приказе префекта Сены стояло: сравнять арены с землей и построить на их месте депо омнибусов.
Но защитники исторического Парижа на этот раз проявили несгибаемое упорство. Бои вокруг арен Лютеции продлились 16 лет. Сторонники сохранения памятника победили благодаря открытому письму Виктора Гюго, опубликованного в этот день, 19 февраля 1885 года.
«Невозможно, - писал Гюго, - чтобы город будущего Париж, отказался от живого доказательства того, что он еще и город прошлого. Арены – это свидетельство его величия. Муниципальный совет, который их разрушит, уничтожит самое себя. Сохраните их любой ценой».
Париж 1885

Однажды на занятия в мюнхенской художественной школе Василий Кандинский принес виолончель и предложил своим ученикам изобразить на холсте «музыку». По словам самого художника, именно музыка вовлекла его в мир отвлеченных форм.
Просматривая выполненные работы, Кандинский отметил лишь одну из них – этюд Габриэль Мюнтер, - который понравился ему настолько, что он назвал его «образцом абстрактного мышления». Между учителем и ученицей начались личные и творческие отношения, существенно повлиявшие на развитие современной живописи.
Вместе с Кандинским Мюнтер принимала участие в создании «Синего всадника». Именно в период расцвета их союза Кандинский осуществил переход к абстракции. Мюнтер же осталась верна экспрессионизму. Их разрыв в 1917-м году оказался чрезвычайно болезненным для Габриэль. Почти десять лет она не могла заниматься живописью.
После прихода нацистов к власти ее работы, как и работы других участников «Всадника», были объявлены вырожденческими. Мюнтер спрятала в своем доме большую часть картин Кандинского довоенного периода, что спасло их от уничтожения. В день своего восьмидесятилетия она подарила Мюнхену всю свою коллекцию, которая включала ее собственные полотна и более восьмидесяти произведений Кандинского.
Габриэль Мюнтер родилась в этот день, 19 февраля 1877 года.
Габриэль Мюнтер 1877 – 1962