22.11.2011 | 10:23

Государственный исторический музей представляет экспозицию художественного чугунного литья

Государственный исторический музей продолжает знакомить публику с наиболее интересными и ценными памятниками искусства, хранящимися в частных собраниях. На этот раз публике представили более восьмидесяти произведений художественного чугунного литья из собрания Татьяны Удрас. Назвали выставку «Ex Thesauris», что в переводе с греческого означает – хранилище сокровищ. Рассказывают «Новости культуры».

В одном из своих стихотворений уральская поэтесса Людмила Татьяничева писала:

Невзрачный, как седой валун,
Сравниться с бронзой он не может.
Но если мастер сердце вложит -
Сравнится с золотом чугун.

Изделия из этого хрупкого материала десять лет назад привлекли Татьяну Удрас. На память о посещении Екатеринбурга она приобрела маленькую статуэтку – коробочку «Мужик с цибиком чая», отлитую в 1907 году. Именно с этого предмета и началась коллекция. Любимый экспонат появился в собрании чуть позже – это Каслинская тарелка скульптора Федора Васенина.

«В 1900 году Каслинский завод был представлен на всемирной выставке в Париже, там были скульптуры в частности вот это блюдо, – рассказывает Татьяна Удрас. – Посмотрите, какой тонкий ажур, если вы приглядитесь, там по всему борту фигуры животных различных, имитация плетеного короба, то есть это очень тонкая тяжелая работа, это же отливка, это не чеканка».

Чугун – материал мягкий и пластичный, позволяет мастерам воспроизводить даже самую сложную форму. На выставке представлены образцы ажурного литья – диван в стиле рококо с виноградной лозой, полочки-кронштейны, рамы зеркал и шкатулки. Без этих предметов невозможно представить домашний интерьер конца XIX – начала XX века. В частности, так называемая, «кабинетная» скульптура по моделям известных русских и западноевропейских мастеров. В числе редких – конные статуэтки Клодта и «Зубр», отлитый по модели скульптора Баха.

«Это лучшие образцы отечественного чугунного литья, которые во многом стали образцами, своеобразными эталонами искусства чугунного литья, – говорит куратор выставки Людмила Дементьева. – Это Тезаурус, словом «тезаурус» называли сокровищницу, там, где хранятся самые драгоценные предметы».

В экспозиции представлена и скульптура. «Руфь» и «Ифигения» – работы австрийского скульптора Фридриха Гольдшейдера. Чтобы сравнить произведения русских и немецких мастеров в исторический музей специально прибыли коллеги из Западной Европы.

«В российском чугуном литье хорошо узнаваемы русские орнаменты, в отличие от австрийского, где употреблялись только готические мотивы, – говорит директор австрийского Музея замков, ключей, сундуков и чугунного литья Мартина Палл. – Кроме того, основные темы немецкого литья – это образы домашнего хозяйства, а в русском преобладают героические сюжеты. Конечно, эти отличия заметны с первого взгляда».

Не менее ценны и оригинальные произведения чугунолитейных заводов - подчасник в виде «Избушки на курьих ножках», девушка в купальном костюме и серия играющих кошек.