07.02.2013 | 19:46

Вторая сцена Мариинки: дискуссии о внешнем облике

Петербург - город с уникальной исторической средой. По концентрации архитектурных шедевров, по качеству панорамных видов – в России у него нет конкурентов. И любое новое сооружение, особенно в центре города, становится «яблоком раздора». На днях освободили от лесов здание Второй сцены Мариинского театра. В городе сразу – буря эмоций. Соответствует ли новое здание историческому облику Петербурга? «Новости культуры» взвесили все «за» и «против».

Новая Мариинка готова на 97 процентов. Но, похоже, завершение строительства становится началом большой и серьезной дискуссии.

Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский уже назвал здание «архитектурной ошибкой». С такой же формулировкой Всемирный клуб петербуржцев и Союз архитекторов занесли сооружение в черную книгу. За это решение голосовал и заслуженный художник России Иван Уралов. В 2003-м, когда в первом конкурсе проектов победил золотой купол Доменика Перро, Уралов был заместителем председателя городского Комитета по градостроительству. 

«Там был ресурс для того, чтобы создать уникальное произведение архитектуры. Мы могли бы спорить сколько угодно - хорош ли Перро или плох, но то, что пришло им на смену, - несомненно, скучно и, в общем, в виду своей нейтральной безликости, это тоже небезопасно для Петербурга», - считает заслуженный художник РФ Иван Уралов.

За 10 лет проект несколько раз был на грани срыва. Пришлось дважды проводить конкурс, менять концепцию. Почти втрое - до 22 миллиардов рублей - выросла стоимость. И - количество вопросов. Эксперты удивляются конструктивным решениям фасадов и крыши. 

«Вот это амфитеатр - это абсурд, который и людям будет мешать вокруг. Вы можете себе представить, как будет идти концерт наверху, даже ночью. И что, вы перекрываете движение вокруг? И запрещаете всем ходить вокруг? И все должны молчать, потому что играет музыка?», - задает вопрос искусствовед, историк архитектуры, научный сотрудник Государственного Эрмитажа Алексей Лепорк.

В театральной среде здание, которое должно было задать тон и стиль новой архитектуре Петербурга, ждали и с профессиональным интересом. Ведь впереди еще несколько театральных строек. Теперь - недоумевают.

«Вот я сегодня смотрела - Мариинка и рядом стоит такой сундук – ну, что это, зачем Мое мнение, что этого делать было не надо, категорически. Потому что это страшное уродливое здание не вписывается в тот пейзаж, который вокруг Мариинского театра», - убеждена народная артистка России Татьяна Пилецкая.

«Не в восторге я от этого строения, совсем не в восторге, и плохо, что испорчен канал этим дурацким мостом. Это просто преступление», - считает народный художник России Эдуард Кочергин.

Проектировщики уверены - их общую идею пока просто не поняли. Фасады, которые оппоненты называют «скучными», на самом деле - понятные и демократичные.

«Если бы экстерьеры здания были богатыми, если бы не было столько стекол, мы бы построили следующий объект-скульптуру, закрытый для всех. Мы же не знаем, что внутри скульптуры, да? ...Построим следующий дворец, он будет отталкивать, потому что он будет слишком богатый. Люди будут бояться его, как 5-звездочной гостиницы!» - отметил технический директор компании-генпроектировщика Кшиштоф Поморски.

Пока одна сторона критикует фасады второй сцены, другая - предпочитает говорить о богатом «внутреннем мире» - то есть об отличной акустике, суперсовременном оборудовании. Позиция самого руководства Мариинки - внешнему виду нового здания пока рано давать оценку. Просят - подождать до весны...

Валерий Гергиев - на встрече с прессой - был весьма сдержан в комментариях. Критикам ответил поговоркой: «Кто сказал - дураку полработы не показывают? Может быть, умный человек какой-то... Мне кажется, что сегодня мы никак не втянемся в какую-то перепалку обмена мнений, эмоционально повышенные тона - до такого не дойдет!»

Смогут ли удачные технические решения перевесить архитектурные минусы и потери видовых перспектив? Это станет понятно через несколько месяцев. Первой постановкой, которую выбрали для торжественного открытия, станет опера Родиона Щедрина «Левша».

Новости культуры