22.11.2011 | 19:35

70-летие "Дороги жизни"

В ноябре 1941 года по хрупкому льду между осажденным Ленинградом и Большой землей прошла первая автомобильная колонна. Уже за первые две недели функционирования этого пути, названного «Дорогой жизни», голодающим людям были переданы сотни тонн продовольствия, вооружение, горючее, эвакуированы раненые, больные, немощные. За 14 дней подо льдом оказались 157 автомобилей. 70-летие открытия ладожской артерии отметили сегодня на Вагановском спуске, возле мемориала «Разорванное кольцо». Там собрались ветераны Великой Отечественной войны, жители блокадного Ленинграда, студенты и школьники. «Дорога жизни» действовала до 23 апреля 1942 года. Рассказывают «Новости культуры».

70-летие «Дороги жизни» – одна из важнейших дат в российской военной истории. От развития событий под Ленинградом зависело, какие силы командование Вермахта отправит на Московское направление. Жесточайшая зима, ставшая причиной многих бедствий внутри Ленинграда, в то же время спасала город на Ладоге.

С января 1942 года «Дорогу жизни» обслуживало более 20 тысяч человек. Шесть параллельных ниток обеспечивали движение, которое не прекращалось под обстрелами и бомбежками. Антонина Азаренко, недавно отметившая 90-летие, попала на «Дорогу жизни» в качестве санинструктора. В январе, с началом массовой эвакуации, сотни людей с диагнозом «дистрофия» погибали от переедания на эвакопунктах Дороги.

«Добавляли в обед воду и солили, и сразу отекали, и выходили из строя. Нам надо было бороться с этим. День и ночь, как маленьких детей, уговаривали: "Не надо, не делайте этого"», – вспоминает Антонина Азаренко.

Большинство участников митинга у разорванного кольца не увидели Ладогу в 1941году. Массовая эвакуация началась только в конце самой тяжелой блокадной зимы.

«Пытались эвакуировать, все собрала наша мама. Все сидим, и тут приходят из конторы и говорят: "Баржу вашу разбомбило"», – рассказывает жительница блокадного Ленинграда Таисия Суханова.

Для музея в Осиновце 70-летие «Дороги жизни» отмечено локальным, но чрезвычайно важным событием. Завод «Охтинские верфи» обещал помочь с реставрацией единственного сохранившегося катера «Морской охотник». Через ладожский порт за время Блокады прошло около миллиона эвакуированных.

«Я сторонник любого, пусть даже маленького музея. Если он посещаемый, если он интересен, то, конечно, нужен», – убежден директор Музея «Дороги жизни» Александр Войцеховский.

Водители, железнодорожники, медики, регулировщики, артиллеристы и моряки. Инфраструктура «Дороги жизни» сравнима с составом подразделений воюещей армии. Армии уходящей, но не сдающей позиции.