07.02.2013 | 11:30

Работы Александра Харитонова – в музее имени Бахрушина

«Изображать всё обыкновенное и делать его необыкновенным» - так определил миссию живописца Александр Харитонов. Уроженец советского Беломорска, подобно многим художникам, родившимся в империи, предпочел жить и работать в провинции. Закончив в Ленинграде Мухинское училище, вернулся в Карелию, где посвятил себя изучению византийской и древнерусской иконописи. Однако в его собственных полотнах православная художественная традиция соединилась с приёмами французских пуантилистов. В эти дни увидеть работы мастера можно на выставке в Театральном музее имени Бахрушина. Рассказывают «Новости культуры». 

Эту отроческую работу художника под названием «Голубая чашка» публика никогда не видела. Здесь у Харитонова еще есть тени – от самой чашки, от кувшина. Позже он от теней откажется, подражая японцам. Художник-шестидесятник - из тех, кто отвергал официальную доктрину, изобретал свой стиль, экспериментировал с разными техниками.

«Каждый день Александра Харитонова состоял целиком из творчества: с 6 утра – это пленэр, пейзажная живопись. Днем – это фундаментальные работы и вечер – это рисунок», - рассказывает вдова А.В. Харитонова Татьяна Соколова-Харитонова.

Из воздушных лесов и полей – сам мастер говорил про них: дунь – и исчезнут - Александр Харитонов переселяется в свой собственный выдуманный мир. Населенный и людьми, и ангелами. Его произведения, словно вышитые бисером и драгоценными каменьями, впитали в себя традиции византийской и древнерусской иконописи.

«Он привязан к современности. Только эту современность он наполняет самим собой, своим мироощущением, своей духовностью. И населяет ангелами, церковками. Даже пейзажи без ангелов и церковок всегда у него очень лиричные, проникновенные, задумчивые, и всегда очень духовны. К нему очень хорошо подходит выражение евангельское «свети тихи». Вот «свети тихи» - это искусство Харитонова», - уверена Лидия Иовлева.

За три дня до смерти трепетный и невесомый мир Александр Харитонов запечатлеет в этой графической работе. Но его дело продолжит дочь. На этой выставке ее картины впервые выставляются рядом с произведениями отца. «Я специально пробовала в его манере – пуантилизм, вот этими меленькими штришочками рисовать графики. Когда я рисую – ощущаю его присутствие и вдохновляющую связь», - рассказывает дочь А. В. Харитонова.

Философские картины-притчи Александра Харитонова сегодня становятся все более популярны – говорят искусствоведы. А зритель продолжает удивляться: как в годы безбожия художнику удавалось свободно творить и оставаться самим собой.

Новости культуры