07.02.2013 | 11:08

Сегодня в Берлине открывается знаменитый кинофестиваль

Берлинале под знаком Восточной Европы. Сегодня в столице Германии стартует один из главных мировых киносмотров. Берлинский кинофестиваль, по традиции, принято считать лучшей площадкой для демонстрации социально значимых и политически острых лент. Директор фестиваля Дитер Косслик ввёл моду - в преддверии очередного смотра формулировать некий слоган, который определяет расстановку любимых им акцентов. На этот раз лейтмотив Берлинале – восточно-европейское кино. Восточная Европа представлена, в том числе, и российской лентой. Рассказывают «Новости культуры».

К фильму Бориса Хлебникова «Долгая счастливая жизнь» вполне применимо: «От создателей “Как я провел этим летом”». Режиссер в своей новой «Долгой и счастливой жизни» работал с командой бывшего соратника Алексея Попогребского – продюсером Романом Борисевичем и оператором Павлом Костомаровым. За российский фестивальный хит 2010 года последний получил «Серебряного медведя». Картина Хлебникова – это вольный ремейк американского вестерна 50-х «Ровно в полдень», взявшего четыре «Оскара».

«Мне пришла в голову идея, что можно каким-то образом попробовать что-то сделать в диалоге с этим фильмом, – рассказывает Борис Хлебников. – Ну а дальше, я отдал Саше Родионову посмотреть кино, и он уже начал все придумывать и уводить вообще в сторону от этого фильма».

Сценарист Александр Родионов умело адаптировал вестерн об эпохе маккартизма под современную российскую реальность. В качестве главных героев – двух противников – не шериф и гангстер, а фермер и частный инвестор.

Злободневно и социально – очень русская история, и также, как у Попогребского – про волевых и упрямых русских мужчин. Окажется ли она понятной интернациональной публике? Хлебников прогнозов давать не хочет.

«Шансы свои никак не оцениваю», – говорит он.

«Высоко оцениваю наш шанс, – признается продюсер Роман Борисевич. – Надеюсь, вернемся с “Медведями”».

Критики победой считают и сам факт попадания русской картины на фестиваль. Кстати, еще один наш фильм будет показан в параллельной программе «Форум» – это скандальная лента «За Маркса» Светланы Басковой, ее уже видели на Кинотавре и вологодском Voices.

Впервые в основном конкурсе картина из Казахстана – «Уроки гармонии» Эмира Байгазина. Мощный десант в этом году из США: четыре режиссера – киноманам почти не известно лишь одно имя – Фредрика Бонда. Дэвид Гордон Грин представит «Повелителя лавин». Оскароносец Стивен Содерберг, автор легендарных «Друзей Оушена», расскажет о «Побочном эффекте», ему помогут актеры Джуд Лоу и Кэтрин Зета-Джонс. В 2004-м взявший золото Канн Гас Ван Сент будет штурмовать Берлин «Землей обетованной» – в главной роли любимец режиссера Мэтт Дэймон.

«Фильм получился очень острым, – считает Мэтт Дэймон. – Это подтверждают горячие споры после американской премьеры. Мой герой едет в маленький городок, страдающий от кризиса, чтобы добывать там природный газ, но против бурения выступают местные активисты. Жители стоят перед выбором: экология или экономика?»

Главная интрига и сенсация основного конкурса – новый фильм опального Джафара Панахи «Закрытый занавес». Как удалось его снять иранскому режиссеру – большая загадка. Панахи находится под домашним арестом, ему запрещено снимать кино и давать интервью. Дать свободу режиссеру не первый год требует профессиональное сообщество, в том числе, и Жюльет Бинош, фильм с ее участием тоже в конкурсе – историю о французском скульпторе Камилле Клодель снял Брюно Дюмон – его «Фландрия» в 2006-м получила гран при Каннского фестиваля. Вообще, в этом году на Берлинале неожиданно много работ от любимчиков Канн.

«Набор очень хороший, хотя это бабушка надвое сказала. Удивляет их набор. В конкурсе много ярких, громких и очень важных имен», – отмечает кинокритик Антон Долин.

Ульрих Зайдль поступил хитро: части трилогии «Рай» распределил между тремя основными фестивалями. Но «Пальмовую ветвь» не взял, «Золотого льва» не приручил, теперь одна надежда – на «Медведя». Сами статуэтки – золотая и серебряные – уже готовы. Между собой критики их распределили, но на фестивалях, как и в кино, финал может оказаться абсолютно непредсказуемым.

Новости культуры