07.02.2013 | 10:42

В Омске проходит выставка, на которой представлены работы русских художников, обучавшихся в Мюнхене

Бавария – кузница российских художественных талантов. В Омском музее изобразительных искусств имени Врубеля проходит выставка работ живописцев, которых называют «Русскими мюнхенцами». На рубеже XIX-XX веков именно в Мюнхене можно было встретить самых передовых мастеров кисти из России. Все они обучались в частных студиях и принимали участие в местных выставках. В экспозиции представлено более пятидесяти картин. Рассказывают «Новости культуры».

На стыке XIX и XX веков баварская столица стала центром притяжения русских художников. В этом городе органично сочетались традиции и новаторство. Секреты старинных шедевров живописцы познавали в Пинакотеке, а с новыми художественными принципами, провозглашавшими свободу от академизма, знакомились на Мюнхенском Сецессионе. Постепенно в Мюнхене образовались целые кварталы русских художников. Здесь жили Бурлюк, Добужинский, Клементьев, Явленский.

«Наши художники, получив классическое образование в Академии художеств в Петербурге, едут учиться новому, – рассказывает хранитель фонда русской и зарубежной графики Омского музея изобразительных искусств имени Врубеля Галина Севостьянова. – Европа, где импрессионизм, где модерн в несколько других формах. Это все то, зачем едут, почему едут».

На выставке представлен набросок, который в «Немецких Афинах» сделал Кузьма Петров-Водкин. Рядом – работы Ивана Билибина. В столице Баварии он создал наброски своих будущих театральных эскизов в жанре сказочной картины, который тогда процветал в Германии. В Мюнхенской академии художеств уроки своего знаменитого деда – Константина Айвазовского – закреплял маринист Алексей Ганзен.

«С большим энтузиазмом его скупали в Америке, Великобритании, – говорит заведующая реставрационным отделом Омского музея изобразительных искусств имени Врубеля Наталья Минько. – Он был достаточно известным художником в Европе. А с 1915 года – он художник Морского министерства».

Пейзаж Ганзена, сопровождавшего Николая Второго в поездке в Крым и на Кавказ, долгое время хранился в запасниках омского музея. Готовя его к выставке, реставраторы обратили внимание на грунтовку холста. Дело в том, что секреты подготовки полотна русским живописцам приходилось открывать в Мюнхене самостоятельно – в петербургской Академии художеств эту науку не преподавали. В экспозиции уникальное фото: Игорь Грабарь и Алексей Явленский за грунтовкой в мастерской баварской столицы.

«Игорь Грабарь работал в архивах, выезжал в Венецию, чтобы познать секреты старых мастеров, – поясняет хранитель фонда русской живописи Омского музея изобразительных искусств имени Врубеля Ирина Девятьярова. – Он не рассказывал, не делился ими с друзьями. И Кардовский с Явленским обижались на него».

«Учиться надо дома у себя», – безрезультатно наставлял своих воспитанников преподаватель Петербургской Академии художеств Илья Репин. Несмотря на советы мастера, всё больше студентов ехали в Мюнхен. Многие, чтобы попасть в частную студию словенского живописца Антона Ажбе. Считалось, что одна только его корректура стоит больше, чем целый год учебы в Академии. Известностью в Германии пользовался воспитанник Ажбе – Алексей Явленский – основатель Нового мюнхенского художественного объединения. Его работы – особая гордость омской экспозиции о русских мюнхенцах. Самая большая коллекция полотен этого, увы, почти забытого на родине художника, хранится в Омском музее изобразительных искусств имени Врубеля.

Новости культуры