23.04.2007 | 00:00

В ожидании смысла ("Итоги")

Стала известна причина гибели ста десяти человек на шахте "Ульяновская": вмешательство в работу электронной системы безопасности. А что было причиной причины? Ведущий телеканала "Культура" Феликс Разумовский считает, что всему виной кризис, который переживает сегодня русская цивилизация.

От трагической случайности, от глупости и некомпетентности не застрахован никто, и подобная трагедия возможна в любой стране. Но причины, по которым взорвалась шахта в Кузбассе, оказались исконно наши. Ведь не секрет, что в одних и тех же ситуациях русский человек ведет себя иначе, нежели представители других культур и народов. Не лучше, не хуже, а именно иначе. Прежде всего это связано с типом нашей духовности. Отсюда и особенности русской цивилизации, характера, построения всей жизни, целеполагания. Академик Панченко называл эти своеобразные черты нашего сознания "сердцем культуры": если оно остановится, Россия перестанет существовать. Однако последние годы наши власти совершенно игнорируют эту сферу, и русский человек ведет себя как больной в горячке. Чего же удивляться взрывам на шахтах и прочим жутким происшествиям?

Мы оказались в плену всепоглощающего позитивизма и подбираем к жизни исключительно экономические отмычки. Возможно, извлечение прибыли и может являться для кого-то мерой всех вещей, но на нашей земле такие цели не работают. Не оттого, что русский человек не хочет трудиться. Просто перед тем, как сделать что-то конкретное - скажем, добыть уголь, - он должен ответить на вопрос: зачем? История на "Ульяновской" заставила вспомнить знаменитого Левшу - еще один пример отношения русских к труду. Левше дали "нимфозорию", которая танцевать умела, а он превратил ее в нечто удивительное, но абсолютно ни к чему не пригодное. При этом проявил мастерство и смекалку необыкновенную. Принято считать, что черты нашего национального характера - жить сегодняшним днем, не очень заботиться о последствиях и не ценить собственную жизнь. Но ни одна цивилизация не состоит исключительно из достоинств, просто нужно знать свои слабые места - чтобы пытаться их минимизировать и выправить. При нормальном течении жизни эти недостатки оборачиваются достоинствами и, конечно, не приводят к массовой безалаберности. Однако бывают эпохи, когда они приобретают масштабы просто невероятные, губительные. Боюсь, что сегодня мы переживаем именно такую эпоху.

Отсутствие смысла труднопереносимо для русского человека. Неудивительно, что последние годы вогнали его в депрессию. Надо сказать, в истории нашей страны бывали как эпохи оптимизма, так и времена крайнего пессимизма. Например, екатерининское время являлось необычайно оптимистичным. Ярчайший документ, об этом свидетельствующий, - книга Суворова "Наука побеждать". Казалось бы, военная тема довольно скучна, но буквально на каждой странице Александр Васильевич восклицает: "Какой восторг!" А вот сегодня Россия переживает эпоху глубочайшего пессимизма. Похоже, нынешние власти решили не обременять себя вопросами бытия, и это решение принципиальное. Тогда как даже тиран Сталин прекрасно разбирался в русской ментальности. В 38м году он поручил создать фильм "Александр Невский", в котором святого благоверного князя превратили просто в комиссара. Но несмотря на все извращения, значение именно этого фильма в победе над фашизмом колоссально. Ведь там говорилось о защите Русской земли! То, что сегодня многие принимают за поиски национальной идеи, - сплошная имитация. Помните, как при Борисе Николаевиче какую-то группу экспертов специально для выработки национальной идеи забрасывали в санаторий ЦК? Но ельцинская эпоха вообще была переполнена мнимостями и имитациями. Программное произведение для того времени - гоголевские "Игроки", где высокие слова звучат только для того, чтобы обмануть наивного молодого человека. К сожалению, и сегодня в этом смысле мало что изменилось. Что могло бы стать на сегодняшний момент национальной идеей? Вопрос, поставленный в такой форме, зачастую банальная провокация. Потому что любой ответ, даже самый распрекрасный, немедленно будет пропущен через убийственную иронию и шельмование. Ведь у нас сегодня на такие темы нормальному человеку и высказываться-то неприлично...

Атмосфера, которая позволит действовать в нужном направлении, невозможна без гражданского общества, а оно состоит только из свободных людей. Я убежден, что русскому человеку присуща особая ревность к свободе. Вспомните хотя бы Николая Михайловича Карамзина, а ведь он не был одинокой фигурой. Однако последние пятнадцать лет мы шли в противоположном направлении, делали вид, что можно создать гражданское общество из холуев, и морочили друг другу голову.

Тогда как был ведь в нашей истории период древнейшей демократии. И просуществовала Новгородская республика почти четыреста лет: кстати говоря, подольше, чем Соединенные Штаты. Так, может, в первую очередь опираться на свой опыт? Ведь даже в рамках единого, глобального мира страны как-то отличаются друг от друга. Французская политическая система не копирует немецкую, в Англии - королева, за океаном тоже живут какой-то своей жизнью. Так почему же нам постоянно навязывается мифический цивилизационный стандарт, нигде больше не реализованный? Возвели страну в никудышные бездари, вот все из рук и падает. А ведь Россия переживала не только печальные времена. В конце концов, люди, жившие здесь в XIX веке, писали неплохие романы. Да и в Третьяковке помимо злободневных полотен передвижников висит картина Левитана "Над вечным покоем", а это, между прочим, и есть та самая загадочная русская идея. Настоящая.

Итоги, No. 17 (567), 23 апреля 2007