06.02.2008 | 16:27

Кто мы? Грузинская песнь России

Авторская программа Феликса Разумовского  из цикла "Кто мы?" (Россия, 2008). 5 передач.
Автор и ведущий Феликс Разумовский.
Режиссер Петр Панкратов.
Оператор Виктор Ступин.

В старой Москве до сих пор сохранился целый район "грузинских улиц". В 1983 году здесь появился памятник русско-грузинской дружбы: 40-метровая стела из русских и грузинских букв - родство и взаимопроникновение двух культур.Но огромная страна превратилась в "постсоветское пространство" и началась другая жизнь, и другая политика. К такому повороту событий мы оказались не готовы, многое забыли, а многое идеализировали.

Передача 1-я
Каковы были политические перспективы Грузии в XVII - начале XVIII века? Почему грузинский царь Вахтанг Шестой избрал курс на вхождение своего государства в состав Российской империи? Как охарактеризовать линию России в отношении Грузии в XVIII веке? Какие особенности и значение заключал в себе Георгиевский трактат?

Передача 2-я
Что связывало Грибоедова, Пушкина и Лермонтова с Грузией, как "грузинская тема" их творчества повлияла на процесс включения Грузии в культурное пространство России, и как формировались позиции восприятия Грузии гражданами Российской империи?

Передача 3-я
Каковы были действия России по преобразованию Грузии в середине XIX века? Как охарактеризовать роль в этом процессе графа Михаила Семеновича Воронцова? Каким образом на грузинскую землю проникали идеи Чернышевского, Писарева и Добролюбова, почему поэт Илья Чавчавадзе стал одним из активнейших деятелей этого процесса?

Передача 4-я
Какова роль грузин, Ираклия Церетели и Николая Чхеидзе, в Октябрьской революции 1917 года? Как образовалась Грузинская республика, главой которой стал меньшевик Ной Жордания? Каким образом можно охарактеризовать ее политические и экономические перспективы? Почему именно Сталин и Орджоникидзе стали инициаторами включения Грузии в состав молодого советского государства?

Передача 5-я
Каким образом и почему в советском государстве сформировалось отношение к Грузии как к своеобразному эдему? Какую роль сыграло творчество Нико Пиросмани в поддержании этого мнения, и в чем заключался смысл критики Виктора Астафьева идеи и образа "советского эдема"?