06.02.2013 | 15:08

Кто мы? Как одолеть Бонапарта

Авторская программа Феликса Разумовского (Россия, 2011 - 2012). 9 фильмов.

В истории России было много войн. Но только две из них за всю тысячелетнею историю навсегда остались в народной памяти, получив название Отечественных – война 1812 года и Вторая мировая. 200-летию Отечественной войны 1812 года Феликс Разумовский посвятил авторскую программу «Кто мы? Как одолеть Бонапарта».

Феликс Разумовский о цикле:
«Среди отечественных историков распространена шутка о том, что Россия - страна с непредсказуемым прошлым. Часто и усердно "подгоняя" наше вчера под потребности нашего сегодня, мы не заметили, как стали «терять» свое прошлое, а вместе с ним и - самих себя. К счастью, в нашем прошлом есть события бесспорные, не вызывающие отрицательной рефлексии; такова, вне всякого сомнения, Отечественная война 1812 года – одна из главных вех русской истории.

В 1812 году русский национальный дух явил свое величие. Каждое событие, каждый штрих, каждая "малейшая черточка" необыкновенно важны для нашего национального сознания и потому составили неиссякаемую тему русской культуры. Словно "великий исполин" 1812-ый в нашем восприятии истории заслоняет своей тенью перипетии предшествующих и последующих лет. В этом есть своя справедливость, как несомненно справедливо и то, что в Военной галерее Зимнего дворца, единственном в своём роде русском Пантеоне, посвящённом войне 1812-года, на стенах начертаны слова, которые как будто "не на слуху": Люцен, Кульм, Лейпциг, Краон... Это места сражений, которые произошли за пределами России в 1813 - 1814 годах. Участники тех событий не отделяли войну Отечественную от Заграничных походов русской армии, в их восприятии это была единая эпопея - начавшаяся под Аустерлицем и закончившаяся в Париже.

Великое русское единоборство с Бонапартом составило целую эпоху. Отражая нашествие «двунадесяти языков», военной силы всей тогдашней континентальной Европы, Россия одолеет наполеоновскую идею, - безнравственную и разрушительную по сути, но имевшую и прежде и теперь бесчисленное множество сторонников. Только великому народу и великой культуре дано совершать подобные подвиги.
Этот великий подвиг, это "одоление Бонапартия" не могло даться легко, "с ходу", как мечталось молодому императору Александру I на поле под Аустерлицем. Оно потребовало сосредоточения всех национальных сил и на поле брани, где русский солдат во имя Отечества должен был не только "стоять и умирать", как этого требовал от своих подчиненных под Витебском, у Островно генерал Остерман-Толстой, но и выучится побеждать первейшую армию своего времени во главе с гениальным полководцем -Наполеоном, и, что пожалуй еще важнее, колоссальной духовной, культурной работы по превращению "русского беспочвенного европейца" в полноценного русского человека, по преодолению "бонапартова комплекса" в самих себе, как это замечательно верно изображено Толстым на примере князя Андрея в "Войне и мире"».