04.02.2013 | 19:41

Игорь Кваша. Он был нашим современником

В понедельник в московском "Современнике" нет спектакля, но этим вечером в театре соберется вся труппа. На Малой сцене, в "своем кругу" артисты отметят юбилей одного из создателей "Современника". Сегодня исполняется 80 лет со дня рождения Игоря Кваши. Прозвучат любимые им стихи и песни. Будет много юмора и никаких патетических речей. О старшем коллеге в стенах "Современника" до сих пор говорят так, будто он на время уехал – например, на съемки. Рассказывают "Новости культуры".

Со спектакля "Вечно живые" в 1956 году началась история легендарного "Современника". Игорь Кваша, один из лидеров молодых и дерзких, то время создания и становления театра всегда называл лучшим в своей жизни. Его самого называли "совестью "Современника" за то, что сдержал данную вместе с Олегом Ефремовым клятву не оставлять театр. За то, что никогда не изменял своим убеждениям, за то, что на протяжении более полувека делал все, чтобы "Современник" оправдывал свое название.

"Он всегда говорил, что нужно, что-то новое, что нужно искать автора, надо приглашать режиссеров. Он мечтал о новых ролях, спектаклях. Он был современником насквозь, человеком, который никогда не изменял своему театру", – вспоминает народный артист РСФСР Валентин Гафт

В "Современнике" Игорь Кваша создал десятки образов. Какого-то одного, любимого никогда не выделял, но очень важной считал роль Сталина. Его Кваша сыграл трижды. Фигура вождя народов его интересовала всегда  Кваша даже собирал истории о нем. За роль брался, чтобы исследовать природу зла, понять, как действуют механизмы тирании. Актер хотел, чтобы задумывались об этом и зрители.

О внешнем сходстве со Сталиным Игорю Кваше говорили с юности  на грим уходило не более получаса. 

"Мы клеили вот эту накладку – задача была уменьшить лоб, искали, в какую морщинку ее вклеить. Усы оставляли на последний момент перед выходом на сцену. Периодически он их клеил сам", – рассказывает заведующая мужским гримерным цехом театра "Современник" Анна Давыдова

Главным для Кваши всегда был театр, но и в кино он воплотил много ярких и запоминающихся образов. А еще был блистательный актерский дуэт с Андреем Мироновым. С ним Квашу связывала и многолетняя дружба. 

Удачным оказался и дуэт Игоря Кваши с другим Мироновым – Евгением. В спектакле "Карамазовы и ад" и фильме "Превращение" (режиссер обоих – Валерий Фокин) они играли отца и сына.

"Когда я играл в "Превращении", там была сцена избивания сына яблоками. И я помню, что после каждого дубля я просил,  чтоб он посильнее бросал, а он, и это видно на экране, жалел. И действительно было ощущение,  что он бросает в своего сына", – делится воспоминаниями народный артист России Евгений Миронов.

Главных ролей в кино у Игоря Кваши практически не было. Говорят, в 1960-х – 1970-х его имя значилось в так называемых "черных списках" за дружбу с Аксеновым и Войновичем, за смелые высказывания и протесты. Но Квашу не пугали запреты – свобода и правда были дороже. 

"Он, конечно, был дитя 1960-х. Его юношеский максимализм, его клокочущая энергия, очень жизнеутверждающая... Я вот считаю, что до 40 лет длится максимализм, а потом человек становится более спокойным, так вот он всегда фонтанировал какими-то бунтарскими смелыми идеями", – говорит народный артист СССР Марк Захаров

Он увлекался живописью, читал по радио спектакли, озвучивал фильмы. Почти десять лет был ведущим телевизионного проекта "Жди меня". Кваша пропускал через себя каждую историю  что такое потеря и ожидание, ему было хорошо известно. Отец Кваши в 1942 году пропал без вести. Прямолинейный и искренний, актер с добрыми и светлыми глазами, человек, вызывающий чувство гордости за то, что он был нашим современником.

Новости культуры