04.02.2013 | 10:56

Ушел из жизни Оскар Фельцман

Не стало Оскара Фельцмана. Патриарх отечественной музыки скончался на 92-м году жизни. До своего дня рождения он не дожил двух недель. Невосполнимой потерей для музыкальной культуры – называют его уход коллеги, для которых он был и остается образцом неповторимого таланта. С пяти лет Оскар Фельцман начал брать уроки игры на скрипке и рояле. Уже через год написал свою первую пьесу для фортепиано. Он творил в разных жанрах, но настоящую известность получил благодаря песням, многие из них давно стали народными, любимыми не одним поколением. Рассказывают «Новости культуры».

Выпускник московской консерватории, ученик Шебалина, Оскар Фельцман симфониям все же предпочел иные жанры. Он начинал с музыки для театральных спектаклей, писал оперетты, мелодии к цирковым номерам, эстрадным представлениям. В 50-е появились первые песни. Одна из самых известных – «Ландыши».

Эту танцевальную песенку, написанную для программы в саду Эрмитаж, пела вся страна. Но в прессе ее нещадно ругали, называли мещанской и идеологически вредной. И чем больше ругали, тем больше пели. А Фельцман продолжал работать.

«У меня много песен, и каждая песня имеет свой сюжет и место действия разные, – говорил Оскар Фельцман. – Бог знает по всему миру, земному шару ходит песенка по кругу».

Самые популярные певцы мечтали исполнить его песни, и он ни разу не обманул их ожидания. Леонид Утесов и Марк Бернес, Муслим Магомаев и Эдуард Хиль, Иосиф Кобзон и Эдита Пьеха, творческий путь которой, по сути, – антология песен композитора «Огромное небо», «Венок Дуная», «Ничего не вижу», «Манжерок» – стали настоящими хитами.

«Самые именитые исполнители пели мои песни, – отмечал Оскар Фельцман. – Они мне доставляли не только удовольствие, но и уверенность, что я на правильном пути».

Оскар Фельцман прожил долгую жизнь, два года назад отметил 90-летний юбилей. И продолжал заниматься тем, что у него всегда получалось лучше всего - писать песни. Правда, с грустью говорил, что «с поэтами стало туго». А в поэтах он знал толк. Работал с Робертом Рождественским, Расулом Гамзатовым, Андреем Вознесенским, Михаилом Таничем. Ему было с чем сравнивать - и многие тексты приходилось отсеивать. Может быть, поэтому появились циклы романсов на стихи Марины Цветаевой, Инны Лиснянской.

«Я не счастливчик, я нормальный человек, у которого в жизни чередовались успехи и не успехи, радостные дни и дни тревожные, грустные», – говорил композитор.

Эстрадные песни – тот самый «легкий» жанр, который сделал жизнь Фельцмана далеко не легкой, продолжают звучать сегодня и создают хорошее настроение – а это то, к чему всегда стремился Оскар Фельцман: «У меня никакого разночтения с народом нет, вот те песни, которые на протяжении нескольких десятилетий поются и любятся, честно говоря, эти песни и мне дороги».

В связи с кончиной Оскара Фельцмана в программе телеканала «Культура» произошли изменения. Памяти композитора посвящена передача «"Оскар". Музыкальная история от Оскара Фельцмана». Смотрите ее  в 21:15.

Новости культуры