01.02.2013 | 11:50

«Крещенская Неделя в Новой Опере». Гала-концерт

«Да здравствует Верди!» - кричала публика на премьерах композитора. Сам он шутливо полагал, что аплодисменты нужно прописывать в партитуре. Огромное наследие великого итальянца продолжает звучать по всему миру – на престижных оперных площадках, в концертных залах. 31 января вечером гала-концертом «Вива, Верди!» завершился Международный фестиваль «Крещенская Неделя в Новой Опере». На вечере звучали фрагменты из всех 26 опер Джузеппе Верди – композитора, который поднял оперное искусство на головокружительную высоту. Рассказывают «Новости культуры».

Перед репетицией дирижер Василий Валитов практически не расстается с нотами: часть номеров исполняет впервые. Рассказывает, это – не тот Верди, к которому мы привыкли: концерт объединяет настоящие музыкальные раритеты.

«Многие и многие из этих опер не звучали в России, соответственно собрать весь материал и воплотить его в жизнь – это казалось нереально. Именно поэтому она до сих пор не была ни кем воплощена, так как на это никто не смог решиться», - рассказывает дирижер Василий Валитов.

Отважиться на такой эксперимент – дело не из легких. Тем более, когда прикасаешься к такому наследию. Об этом композиторе до сих пор слагаются легенды. Харизматичный итальянец умел слышать музыку везде: в уличном шуме, выкриках гондольера, детском плаче. Однажды даже сочинил фугу на основе темпераментной речи сенатора. В то же время его инструментовки часто подвергались упрекам, считалось, оркестр у него – подобен большой гитаре.

«Тогда это очень сложная гитара, так как идешь марафоном, то она полна глубины и драматизма», - говорит Василий Валитов.

В программе – вокальные, хоровые, инструментальные и сольные номера. Одна из ранних опер Верди - «Стиффелио», Василий Ладюк исполняет арию Станкара. Когда-то это опера подверглась серьезной критике на премьере и была снята с афиши. Критики писали: зрителей «весьма скромно угостили макаронами», имея в виду слабость либретто.

«Исполнять его очень сложно, фактура музыкально насыщенная и плотная, ее невозможно сравнить с медными духовыми, как у Вагнера, она требует затрат как от дирижера, оркестра и исполнителей», - отмечает баритон, солист театра «Новая опера» Василий Ладюк.

Меццо-сопрано Агунду Кулаеву сложности не пугают. Наследие Верди для нее – настоящий подарок.

«Я благодарна этому композитору, это один из немногих композиторов, писавших для меццо-сопрано, и для меня это - один из любимых композиторов», - уверяет Агунда Кулаева.

Рядом с малоизвестными мелодиями Верди - настоящие хиты. Песенка Герцога из «Риголетто» - настоящий гимн обольщению – так говорит Алексей Татаринцев.

«Я еще не исполнял эту партию, я еще над ней не работал, каждый раз в концерте что-то исполняю из «Риголетто», недавно дуэт пел Джильды, а в этом концерте поставили на песенки Герцога», - объясняет он.

Организаторы уверяют: творчества Верди хватило бы на несколько концертов. Не исключено, что программа «Вива, Верди!» в будущем будет дополнена новыми музыкальными раритетами.

Новости культуры