01.02.2013 | 10:33

На сцене Театра имени Пушкина Юрий Бутусов представляет свою версию пьесы "Добрый человек из Сезуана"

В Театре имени Пушкина сегодня премьера – «Добрый человек из Сезуана». Знаменитую пьесу Бертольта Брехта поставил Юрий Бутусов. Это произведение выдающегося немецкого драматурга уже давно стало культовым для России. Но режиссер увидел известную историю об искусстве делать добро по-своему и привнес в классический столичный театр новую драматургию. Для Пушкинского театра это необычное явление, что говорит о смене репертуарной политики. Впрочем, такое новшество не единственное за последнее время. Рассказывают «Новости культуры».

«Добрый человек из Сезуана» – первый спектакль, выпускаемый сразу после так называемого «ребрендинга». У Театра имени Пушкина заметно изменился внешний имидж – новые шрифты афиш и программок. Стиль разработан художником Максимом Сойфером. Но изменения внешние – только отражения перемен внутренних. Более серьезный репертуар худрук театра Евгений Писарев называет «новой ступенью в развитии театра».

«Я рушу в какой-то мере собой же воздвигнутый лозунг про бульварный театр, – рассказывает Евгений Писарев. – Но мне кажется, если мы сможем достойно пройти эту ступень, то впереди у нас еще более серьезные задачи. Мне кажется, что зритель тоже созрел. И театр, и его труппа уже доросла до гораздо более серьезных задач».

Для Юрия Бутусова Брехт – тоже серьезно. Режиссер объясняется в любви к брехтовской стилистике и уже во второй раз обращается к творчеству немецкого драматурга.

«Он сложный очень, он невероятно глубокий, – говорит режиссер. – Кажется, что такой плакатный, и мы так привыкли даже его воспринимать немножко как политического, острого, но в каком-то смысле поверхностного, но на самом деле – невероятно! Он философ, поэт, театральный и буквальный поэт».

Сделав спектакль, как всегда в соавторстве со сценографом Александром Шишкиным, Бутусов больше сосредоточился на человеческих отношениях, чем на политических и социальных проблемах. Прямо противоположно знаменитому спектаклю Юрия Любимова, с которого когда-то начался Театр на Таганке. Герои не черно-белые персонажи, а люди, полные неоднозначных оттенков.

Стилистика вовсе не площадная, свойственная многим постановкам Брехта, скорее она напомнит атмосферу шоу. В том же духе прозвучат фирменные брехтовские зонги – для музыкальной труппы Театра имени Пушкина это настоящий подарок – по-русски и по-немецки.

В главных ролях Бутусов занял Александру Урсуляк, Александра Арсентьева, Веру Воронкову. Актеры признаются: материал интересный, но закономерно трудный.

«Вопросы, которые подымаются в этой пьесе, они не могут быть без эмоциональных человеческих затрат и физических затрат», – отмечает Александр Арсентьев.

А вот процесс работы с Юрием Бутусовым оказался открытием и праздником.

«Мы его называем Бертольтом Ивановичем Брехтом, – говорит Александра Урсуляк. – Для меня это было такое огромное удовольствие, и сейчас, несмотря на то, что мы очень все устали, это невероятное удовольствие. Мы были счастливы каждую секунду этой работы и счастливы сейчас, в данный момент. Вы нас застали в этот момент счастья».

Повод – вместе с Брехтом в очередной раз поговорить о зле и добре, которое не всегда побеждает и вознаграждается, Юрий Бутусов после долгой паузы формулирует так: «Может быть, пора вмешаться уже как-то».

Новости культуры