01.02.2013 | 10:06

Печать. 1 февраля 2013

Как всегда в конце недели интересные темы представляет газета «Культура». «Руины с барского плеча» – так называется статья, посвященная усадьбам. Как отмечает издание, из 30-ти тысяч загородных строений, насчитывавшихся в России до революции, до наших дней дошло процентов десять. Наибольшая сосредоточенность «дворянских гнезд» в Подмосковье и Ленинградской области. Но и они находятся в весьма плачевном состоянии. Еще одна статья рассказывает о презентации книг лауреатов третьего международного конкурса имени Сергея Михалкова, которая состоялась в столице. И, наконец, эксклюзивное интервью – Пьера Ришара. Известный французский актер - о себе и о своих работах – в кино, театре и не только. Другие темы печатных СМИ – в обзоре «Новостей культуры».

***
Еще в 70-е годы белорусский прозаик Алесь Адамович и ленинградский писатель Даниил Гранин стали собирать документы, фотографии, письма, относящиеся к блокаде Ленинграда. Опросили свыше 200 блокадников. Из этих воспоминаний и свидетельств сложилась знаменитая «Блокадная книга». Но напечатать ее тогда было невозможно: мешал запрет первого секретаря Ленинградского обкома КПСС Григория Романова. И вот сейчас она впервые переиздана в авторском варианте. «Новая газета» побеседовала с Даниилом Александровичем Граниным. «Ленинград выстоял, потому что это был город интеллигенции. Я сужу не по профессиям, я говорю о духе интеллигентности. Пища духа во многом заменяла ленинградцам физическую пищу. Не случайно люди спасали библиотеки, книги, памятники, берегли коллекции редких семян в Ботаническом институте, слушали Шостаковича, праздновали юбилей Низами в Эрмитаже…», – отметил писатель.

***
В подмосковных «Белых столбах» проходит одноименный кинофестиваль. Почти все, сообщает «Коммерсантъ», показываемое нынче на нем, хранится в архивах и труднодоступно зрителю. А что-то не видели даже специалисты. Художественный прием всегда интереснее жанра. Это доказывает программа о "коллаже в кино". В нее вошла, например, картина «Пастух и царь» Александра Ледащева 1934 года. 80 лет для киноязыка – огромный срок, но работа Ледащева и сегодня кажется яркой. Судьба пастуха (его сыграл Николай Баталов), ставшего красным командиром, рассказана с использованием подлинных съемок Николая II и Керенского, Колчака, Ворошилова и даже Ленина. Эта лента - далеко не единственное открытие фестиваля, подчеркивает автор публикации Алексей Мокроусов и добавляет: «В историческую справедливость верят не все. Но есть архивы, где хранят материалы о тех, кого предварительно считают неудачниками, и тех, кто сам себе кажется бессмертным. Часто они оказываются на одной полке».

***
Если перечислять все его титулы и награды, одной газетной страницы точно окажется недостаточно. Поэтому Невское время ограничилось главными: народный артист СССР, почётный доктор Латвийской академии наук. Раймонд Паулс – живой классик, популярнейший композитор, дирижёр, пианист – дал большое интервью газете. «…Невозможно одинаково успешно фонтанировать всю свою жизнь... Надо постараться завершить свою карьеру с уважением. Но, честно говоря, я ещё не иссяк», – с оптимизмом заявил маэстро Паулс.

Новости культуры