24.11.2011 | 19:51

История и быт казанских татар – на выставке в Москве

То, без чего трудно представить повседневную жизнь татарской семьи, ее будни и праздники – на выставке, которая открылась сегодня в рамках Дней Татарстана в Москве. Женская национальная одежда и узорная обувь, серебряные и золотые украшения, образцы вышивки и кожаной мозаики, предметы интерьера и чайная посуда – экспозиция отражает все богатство и разнообразие декоративно-прикладного искусства казанских татар с XIX века до сегодняшнего дня. Рассказывают «Новости культуры»

На этой выставке все экспонаты с историей. Витрина с украшениями, как магнит, притягивает женщин.  Нагрудное ожерелье хасите татарская красавица собирала, дополняла, совершенствовала всю жизнь. Обереги, камни, бляхи – по нашим меркам дизайнерская работа. Волосы украшали накостниками – это еще одно изобретение татарских ювелиров. Чулпу вплетали в косы. Весила она солидно. На ней даже были серебряные монеты с изображениями императриц Екатерины и Елизаветы. Их называли кудрявые рубли – из-за пышных причесок русских правительниц.

«Поскольку они состояли из блях, создавали звучание, и поговорка была о том, что татарскую женщину легче услышать, чем увидеть», – замечает заместитель директора по науке Национального музея Республики Татарстан Светлана Измайлова. 

Чтобы все это носить, надо быть сильной. На женщине было два килограмма одних только украшений. А вот обувь была легкой. Ее делали из тонких шкур, украшали узорами, соединяя их тонкой шелковой нитью. Городские модницы предпочитали тяжелые камзолы, платья из шелка и парчи, а вырез закрывали вышивкой – изю. Селянки были скромнее: ситцевое платье, нарядный вышитый фартук. Но и те, и другие не могли обойтись без калфака – маленькой шапочки.

«Раньше они были большие, семьдесят сантиметров, потом миниатюрные», – рассказывает научный сотрудник отдела этнографии национального музея Республики Татарстан Дина Гатина-Шафикова.

Татарские женщины считались искусными мастерицами. Они не только вышивали золотной нитью трехметровые полотенца, за которыми гонялись на ярмарках, но и свадебный костюм для жениха невеста делала своими руками. Онучи, надевавшиеся на сапоги, вышивали с особой тщательностью. Как и тюбетейки, без которых не мог обойтись ни один мужчина.

Декоративные панно шамаиль раньше помещали над входной дверью как оберег. Теперь это элемент дизайна. На нем можно прочитать изречения из Корана или поэтические цитаты. Шамаили не только делали на стекле и подсвечивали фольгой, но и печатали. В экспозиции есть образец 1904 года из типографии Казанского университета. И таких раритетов здесь много.

По этим экспонатам можно изучать историю и быт казанских татар. Это как путеводитель по их повседневной жизни, традиции которой до сих пор сильны.